Точка в материалах «прослушки» КГБ из «дела Байковой»
Четыре месяца назад адвокат Михаил Волчек обратился в Генпрокуратуру с жалобой о совершенном преступлении и бездействии органа, ведущего уголовный процесс в отношении его подзащитной Светланы Байковой . И вот только сейчас теперь уже бывший адвокат получил официальный ответ на свое обращение. Жаловался он, напомним, на КГБ, и ответ получил за подписью следователя этого самого органа…
С жалобой в Генеральную прокуратуру Михаил Волчек обратился в конце октября прошлого года, когда ему стало известно о протоколах прослушивания записей телефонных переговоров между обвиняемым в создании преступной организации гражданином ФРГ и подполковником милиции, входившим в следственную группу, возглавляемую Светланой Байковой.
Адвокат посчитал, что в действиях офицера МВД содержатся признаки преступлений, а потому он просил Генпрокуратуру возбудить в отношении последнего уголовные дела по ч. 2 ст. 407 («Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания») и ч. 3 ст.424 («Злоупотребление властью или служебными полномочиями»).
По мнению защитника, предварительным следствием правовая оценка противоправным действиям офицера милиции была не дана преднамеренно. Он считал, что сотрудник МВД, «сблокировавшись с обвиняемым», использовал свои должностные полномочия во вред расследуемым Байковой уголовным делам, чем «фактически подорвал авторитет органов внутренних дел».
От Генпрокуратуры никакой реакции не последовало, и Михаил Валентинович решил обнародовать свое заявление. Так в интернет-газете Naviny.by появилась статья под заголовком «Материалы «прослушки» КГБ из «дела Байковой». Только после этой публикации адвоката пригласили в Генпрокуратуру, где с него взяли объяснение.
КГБ тоже не бездействовал. На обращение чекистов Генпрокуратура отреагировала более оперативно. В результате 10 декабря прокуратура Минска возбудила против Михаила Волчека уголовное дело за разглашение данных предварительного расследования. Согласно части 1 статьи 407 Уголовного кодекса («Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания») Михаилу Волчеку грозит наказание в виде штрафа или ареста на срок до шести месяцев.
В середине января в квартире Волчека комитетчики провели обыск и изъяли все материалы, касающиеся его подзащитной. После этого Михаил Валентинович вынужден был оставить службу в адвокатуре. Обвинение 70-летнему юристу пока не предъявлялось, но это — дело времени. Однако доподлинно известно, что его жалобу «о совершенном преступлении и бездействии органа, ведущего уголовный процесс», Генпрокуратура переправила в КГБ.
Как сообщил интернет-газете Naviny.by бывший адвокат Михаил Волчек, в бумаге за подписью следователя КГБ сообщалось, что в ходе проверки его жалобы, которую он направлял в Генпрокуратуру, оснований для возбуждения уголовного дела найдено не было. На сей счет вынесено соответствующее постановление, однако ознакомиться с ним невозможно – оно засекречено. Также сообщается, что в случае несогласия с выводом проверки Волчек может обжаловать его в Генеральной прокуратуре.
Круг замкнулся. Очевидно, что разорвать его обвиняемой в должностных преступлениях Светлане Байковой не удастся. 10 марта в Верховном суде в закрытом режиме начнется слушание этого громкого дела — дела о том, как следователь Генеральной прокуратуры боролся с коррупцией и что из этого вышло…
Виктор ФЕДОРОВИЧ