Горючий вопрос
Горючий вопрос
На работу, за два километра от дома, заведующая животноводческим комплексом СПК «Доманы» Дрибинского района Лариса Бочкарева ездит на скутере. Когда же заканчивается бензин — приходится добираться пешком. Ближайшие заправки в тридцати километрах: в Дрибине и Могилеве.
— Жду, когда кто–то из односельчан поедет в город на заправку и привезет мне топливо в канистре. Очень неудобно, — сетует моя собеседница.
В агрогородке Пудовня — более тысячи жителей. В каждом дворе — по автомобилю, а то и по два. У многих сельчан тракторы — их здесь около сорока. У работника вневедомственной охраны Валерия Лазаковича, например, есть машина и трактор. Технику он заправляет в Могилеве. Туда и обратно — 60 километров. Довольно дорогое получается удовольствие.
Те же неудобства в каждом населенном пункте Черневского сельсовета — в агрогородке Черневка, деревне Белая... Бензин из городов некоторые сельчане доставляют бочками. Это небезопасно — жидкость горючая, ее пары взрывоопасны... Но чтобы быть на колесах, одни рискуют. Другие промышляют воровством. Потому горюче–смазочные материалы на мехдворе СПК «Доманы» приходится стеречь особенно зорко.
— Нередко сельчане просят: продайте хоть несколько литров до заправки доехать, — рассказывает о нюансах проблемы исполняющий обязанности председателя СПК Иван Поваров. — Но мы не имеем права продавать ни литра, заправляем исключительно сельхозтехнику. И люди уходят с обидой. У местных участковых милиционеров, работников коммунальных служб горючее — тоже головная боль.
Мехдвор охраняется хорошо. Но когда тракторист выходит в поле, проконтролировать его, считай, невозможно. Иван Поваров лично отслеживает расход горючего. Однако и механизаторы не лыком шиты. Некоторые оправдываются: увяз во влажной земле, буксовал, отсюда и перерасход. Ситуация правдоподобная, такое на самом деле случается часто. Вот и узнай, когда тебе правду говорят, а когда прикрываются весенней распутицей.
Руководитель хозяйства мечтает о том, чтобы на автозаправочной станции сельхозкооператива появилось несколько частных колонок. Да не все так просто.
Своими силами СПК такой проект финансово не потянет. Нужны инвесторы. «Доманы» готовы и землю выделить, и совместно колонки эксплуатировать: получить лицензию, дающую право продавать горючее физическим лицам, обучить за свой счет заправщика. Но капиталы глубинку пока обходят стороной.
В 2008 году в Дрибинский район собирался прийти инвестор из Татарстана. ОАО «Татнефть» планировало построить здесь 3 автозаправочных комплекса — нефтебазы с АЗС. Один из них как раз должен был расположиться вблизи агрогородка Черневка. Но из–за мирового финансового кризиса планам не суждено было сбыться.
— Вносили предложения в Могилевский облисполком по строительству двух заправок в нашем районе по программе развития придорожного сервиса, — знакомит меня с документами заместитель председателя Дрибинского райисполкома Александр Лукьянчик. — Пока ответа нет. Сами же такой проект не осилим: район маленький, дотационный.
Главный специалист отдела транспорта и связи Могилевского облисполкома Василий Калгин ничего утешительного не добавил. Мол, до 2015 года по республиканской программе развития АЗС на Могилевщине будет построено 12 заправок: в Горецком, Осиповичском, Бобруйском, Могилевском районах. Дрибинский в списках не значится. Тут нет оживленных трасс, поэтому вряд ли АЗС будут рентабельными...
Так где же заправлять свою технику жителям глубинки?
Фото автора.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА