Нашего ума дело
Нашего ума дело
В недалеком прошлом в вузах совсем не готовили программистов: первые коды в СССР писали физики и оружейные наводчики. Потом появилась специальность «Оператор ЭВМ», а теперь профессионально освоить компьютер можно чуть ли не в каждом университете.
И тем не менее спрос на IT–специалистов превышает возможности высшей школы. Многие студенты без проблем устраиваются подрабатывать уже на втором–третьем курсе. Дефицит программистов только в Парке высоких технологий — до 2 тысяч специалистов в год. Из–за нехватки кадров для реализации масштабных проектов иногда даже приходится отказывать крупным заказчикам. А ведь в клиентах ПВТ сегодня — компании 50 стран мира!
Почти каждый год увеличивается набор абитуриентов по IT–специальностям, но рынок труда растет гораздо быстрее. В итоге вузы по–прежнему не удовлетворяют заявки работодателей процентов на 30. Университеты просто не успевают реагировать на сиюминутные запросы: специалиста нужно обучать 5 лет, а технологии меняются каждые 3 года, новые компании появляются еще чаще. Налицо некий конфликт интересов: IT–индустрия нуждается не только в эрудированных мыслителях, а задача вузов не сводится к тому, чтобы лепить программистов, как пирожки. Увеличить выпуск «айтишников» — не проблема, но как при этом сохранить качество подготовки?
Мотивация — двигатель прогресса
— Если раньше мы готовили программистов как штучный товар, то теперь перешли на конвейерное производство, — признает декан факультета информационных технологий и управления БГУИР Леонид Шилин. — Когда–то мы брали из класса 5 — 7 процентов лучших учеников, а теперь еще 20 процентов тех, кого раньше, может, и не приняли бы. И нижняя планка обучения, естественно, стала ниже. Однако 400 не очень подготовленных специалистов все–таки лучше, чем 100 хорошо подготовленных.
Преподаватели сетуют: сегодня многие абитуриенты решают учиться на программиста чуть ли не в последний момент. Мотив — «там хорошие зарплаты, а работа очень простая, программировать может любой».
— Мало кто представляет, что это сложная математическая специальность, совсем не связанная с компьютерными играми, — сетует заведующий кафедрой программного обеспечения интеллектуальных и компьютерных систем Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы Вадим Родченко. — Многие не владеют элементарными базовыми понятиями, не знают Паскаль, азов программирования, которые проходят в 8–м классе, когда о выборе профессии еще не задумываются... Начинаешь подтягивать тех, у кого знания слабоваты, а тот, кто уже мотивирован, кто готовился к поступлению заранее, скучает, теряет время. Этот разрыв между слабыми и сильными нужно сокращать.
Конечно, из хорошо подготовленных школьников проще вылепить хороших специалистов. Но дело не только в этом, но и в том, кто их будет растить. Между тем если количество студентов за 5 лет в стране увеличилось на 60 тысяч, то количество профессоров — на... 19 человек.
— Сегодня уровень оплаты труда преподавателя во много раз меньше, чем у молодого специалиста сразу после окончания вуза, что особенно заметно для специальностей, связанных с информационными технологиями, — приводит доводы заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий БГУИР Владимир Голенков. — Поэтому идет мощный отток людей из вузовской преподавательской среды в коммерческие фирмы, многие уезжают за границу. А оставшихся не хватает для того, чтобы обеспечить качество образования. Вот и получается: все, кто выучился и занимается программированием, идут зарабатывать деньги, а не обучать других. Чтобы удержать хороших преподавателей, нужно их очень сильно заинтересовывать научными исследованиями, перспективой защиты диссертации, сотрудничеством с коммерческими структурами.
Почему же в бытность Советского Союза кадровый вопрос вообще не стоял? Лучшие студенты оставались на кафедре, хотя и тогда аспиранты получали 125 рублей, а не 320, как на производстве.
— Но тогда это было статусно! — вспоминает Леонид Шилин. — А сейчас к преподавателю нет такого уважения. Я не могу прийти в аудиторию и сказать: «Кто у нас лучше всех учится? Кто первый по распределению? Вот ты, Петров, остаешься на кафедре». Мне, увы, крайне сложно оставить тех людей, с которыми хотелось бы работать.
Проба на язык
Целое поколение наиболее работоспособного возраста — от 25 до 40 лет — ушло из науки и образования в бизнес. Сегодняшние лаборатории и кафедры состоят из преподавателей, чья профессиональная карьера на излете, и молодежи, окончившей университет пару лет назад. А учебный процесс в вузах, как известно, держится на крепкой доцентуре. Однако именно с ней сегодня большой вопрос: некому становиться новыми профессорами. Отсюда пробелы в знаниях студентов по базовым дисциплинам IT: нельзя научить тому, в чем сам не являешься профессионалом (или даже вовсе никогда не практиковался).
— Основные языки программирования, базы данных, операционные системы, компьютерная безопасность — это не совсем классические дисциплины, все — от практики, — считает заместитель директора по подготовке персонала EPAM Systems Евгений Пешкур. — Скажем, чтобы студенту показать, как создать интернет–магазин, нужно самому 1 — 2 программы написать, изучить все подводные камни. Есть вузы, в которых эту проблему в той или иной степени решили: читают лекции и ведут спецкурсы сотрудники компаний, занятые на полставки на кафедре. Но с такими лекциями повезло, по моим наблюдениям, лишь трети выпускников...
Кстати, нарекания работодателей связаны не столько со знанием новых технологий и инструментов, сколько с тем, что иностранные языки у большинства выпускников явно хромают.
— Если любой язык программирования можно освоить за 3 — 4 месяца и набить руку, то иностранный, говоря языком компьютерных игр, — это «самый труднопрокачиваемый скил», — уверен Евгений Пешкур. — А если ты «немой», то будешь работать на пещерных технологиях, используя литературу, устаревшую минимум 5 лет назад, ведь переводы запаздывают. А новые технологии — это половина успеха. Поэтому у нас даже в штате есть свой преподаватель иностранного, и на языковые курсы ходят все — от программистов до директоров. Нам иногда легче взять, скажем, на должность бизнес–аналитика выпускника иняза и технически подготовить, чем заставить выучить иностранный технаря.
Союз ума и капитала
Для любой компании важно быстро произвести программный продукт и продать его. Иными словами, надо под конкретную задачу тут же найти исполнителя, быстро ее решить и закрыть проблему. Главное — прибыль. Но на рынке труда свободных программистов нет. Все давно в строю. Поэтому любая крупная компания в том или ином виде сотрудничает с вузами. И конкуренция жесткая: кто первый начнет отбирать студентов, кто на распределении получит лучших, а кто вообще останется не у дел.
— Мы работаем со студентами начиная еще с 3 — 4–го курса, потому что давать направление на распределение тому, кого не знаем, — это русская рулетка, — говорит представитель EPAM Systems. — Мы и так ежегодно 600 человек доучиваем в течение года, прежде чем принять на работу, учитывая академичность и консервативность высшего образования.
В вузах создаются совместные лаборатории, классы по повышению квалификации специалистов, компании платят преподавателям за то, что они «доготавливают» по узкопрофильным программам студентов, которые потом идут к ним на практику. Да и вузы задействуют IT–специалистов ПВТ в качестве руководителей дипломных работ выпускников.
— Кстати, мы сейчас с некоторыми компаниями заключаем договор такого плана: если наш студент работает на полставки и забрасывает учебу, мы сообщаем работодателю — и он лишает его работы, например, на месяц, — рассказывает Леонид Шилин. — Не делает студент должных выводов — все, работа для него закончилась. Подтягивает хвосты — с ним продолжают сотрудничать. То, что мы работаем в одной связке, это большой плюс.
Представьте, уже появились фирмы, которые волнуются, какой будет набор через 5 лет! Так что теперь у вузов есть возможность не только планировать, но и выставлять свои условия: мол, мы вам — выпускников, а вы нам — программное обеспечение... Когда спрос настолько превышает предложение, и «цена» студента возрастает. Нынче вуз, можно сказать, еще и рекрутинговая компания, которая требует гонорар за свои услуги по подбору кадров. И пока рынок не насытится, кафедры будут штамповать простых «исполнителей», а не разработчиков сложных компьютерных систем, которые могут искать, анализировать, использовать самые сложные методы из области искусственного интеллекта. Но только ли это трудности роста?
Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА