По всем направлениям — взвешенный подход. О приоритетах внешней и внутренней политики рассказал председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АНДРЕЙЧЕНКО

Источник материала:  
По всем направлениям — взвешенный подход.
О приоритетах внешней и внутренней политики рассказал председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АНДРЕЙЧЕНКО

— Владимир Павлович, как вы оцениваете решение Совета ЕС о введении визовых санкций в отношении ряда белорусских граждан? Почему, на ваш взгляд, называя ранее данные санкции бесперспективными, ЕС вновь возвращается к этому механизму?

— Белорусская сторона имеет консолидированную позицию всех ветвей власти относительно введения санкций со стороны Евросоюза, которая была доведена до международной общественности Министерством иностранных дел.Требования о введении визовых ограничений ошибочны. По сути, это возвращение к временам холодной войны, построение новой, “брюссельской стены”, что не отвечает интересам обеих сторон. Санкционное мышление лишь углубляет разделительные линии и разрушает доверие. Опыт последних лет в отношении запрета на въезд в ЕС для белорусских чиновников доказал всю бесперспективность такого подхода. А возврат к этим санкциям показывает, что единодушия по их введению не было. Единственным возможным консенсусным решением стало именно введение визовых ограничений.

— Как вы оцениваете сам подход к формированию списка невъездных? Если в ЕС говорят об от-ветственности ряда бело-русских граждан за произошедшее в Беларуси, то почему, на ваш взгляд, там люди, которые давно не состоят на госслужбе? Как вы полагаете, отсутствие вашей фамилии в списке может говорить о том, что евроструктуры намерены продолжать контакты с парламентом Беларуси?

— Очевидно, что список составлялся поспешно, формально. Подтверждением этому служит и то, что сейчас эти списки корректируются, уточняются. Но в любой редакции очевидно, что четких критериев к составлению так называемого списка невъездных в ЕС нет. И этот формализм — еще одно доказательство того, что для ЕС был важен сам факт принятия санкций. Что касается второй части вопроса, могу предположить, что и этот мотив имел место.

— Вы считаете возможным в ближайшей перспективе диалог с участием представителей ПАСЕ, Европарламента? Не ожидаете ли вы серьезных трудностей в работе белорусской делегации в ПА ОБСЕ?

— Белорусский парламент последовательно выступает за углубление партнерства, долгосрочного полноценного взаимовыгодного сотрудничества с парламентскими ассамблеями ОБСЕ, Совета Европы, Европарламентом, равно как и с другими межпарламентскими структурами и парламентами зарубежных стран. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу, но лишь на основе обоюдного уважения и равноправия. Мы убеждены, что охлаждение наших взаимоотношений носит временный характер и уже в обозримом будущем возобладает прагматический подход к продолжению сотрудничества по взаимовыгодным направлениям.Даже при всей двойственности стандартов полностью прервать контакты со страной в центре Европы невозможно. 24 — 25 февраля белорусская делегация примет участие в очередном заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ. В ходе заседания нам предстоит в том числе довести до зарубежных парламентариев объективную информацию о ситуации в Республике Беларусь, а также о результатах прошедшей в Беларуси президентской избирательной кампании.Подчеркну, что Национальное собрание Республики Беларусь является полноправным членом Парламентской ассамблеи ОБСЕ. И не надо пытаться представить ситуацию так, будто существует только черно-белое ее восприятие. В европейских парламентских структурах есть немало политиков, разделяющих и поддерживающих нашу позицию, нашу политику, выступающих против любых попыток оказывать давление на суверенное государство. Это относится, безусловно, и к Парламентской ассамблее ОБСЕ.

— Почему, по вашему мнению, Евросоюз не пошел на экономические санкции в отношении Беларуси? Как долго может продлиться период охлаждения отношений между ЕС и Беларусью?

— Комплекс причин можно структурировать по двум крупным блокам. Во-первых, Евросоюз не заинтересован во введении экономических санкций в отношении Беларуси. Политическая и деловая элиты стран ЕС тесно взаимосвязаны между собой. Крупный бизнес ЕС никогда не пойдет на шаги, которые могут ущемить его экономические интересы. К тому же в развитии экономических взаимоотношений с Беларусью напрямую заинтересованы Прибалтийские страны, являющиеся членами ЕС, которые консолидированно выступили против экономических санкций в отношении Беларуси. Во-вторых, Беларусь является транзитной страной, через которую осуществляются прямые контакты между Россией и Европой, транзитные поставки сырья и товаров. Мы тесно взаимосвязаны с нашими европейскими партнерами в области энергетики, борьбы с нелегальной миграцией, наркотрафиком, охраны окружающей среды и во многих других вопросах.Не буду выступать в роли прорицателя, могу говорить только за белорусскую сторону, наш парламент: мы готовы хоть завтра продолжить наше взаимодействие. Все зависит от реального желания наших западных партнеров, от их способности отказаться от тенденциозных подходов и перейти к практическому сотрудничеству. Не ограничительные меры, а только взаимопонимание и взаимодействие являются единственно верным и надежным средством решения проблем.

— Как вы прокомментируете все чаще звучащее мнение о том, что, получив серьезные проблемы на западном направлении внешней политики, Беларусь постепенно уйдет под влияние России и в итоге потеряет свою независимость?

— По моему убеждению, подобные заявления не стоят серьезного внимания и комментариев. Люди, допускающие высказывания такого рода, плохо разбираются в политической ситуации в Республике Беларусь. Истина состоит в том, что суверенитет и независимость нашей страны — краеугольные камни внутренней и внешней политики белорусского государства. Беларусь строит свои отношения с внешним миром исходя из интересов белорусского народа. А этот интерес реализуется не посредством перехода из-под одного влияния под другое, а путем создания системы равноправных отношений, сотрудничества, базирующегося на принципах взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела каждой из сторон.

— Какими вам видятся ближайшие перспективы отношений Беларуси и России в рамках Союзного государства с учетом того, что на первый план сегодня все больше выходит Таможенный союз “тройки”?

— 2010 год оказался весьма плодотворным на инициативы по укреплению и расширению интеграционных процессов. Венцом совместных усилий Беларуси, Казахстана и России стало принятие Декларации о создании Единого экономического пространства и подписание 17 договоров, составляющих правовую основу ЕЭП. Новое интеграционное образование в полной мере начнет функционировать с 1 января 2012 года. Безусловно, ЕЭП — шаг вперед по сравнению с таможенным союзом. Но нельзя забывать, что этот мощный геополитический проект стал возможным во многом благодаря именно Союзному государству, в рамках которого были подготовлены соответствующие наработки. Не было бы Союзного государства, вряд ли удалось бы трем странам так быстро и эффективно выйти на новый уровень экономических отношений. Строительство и развитие Союзного государства существенно ускорили продвижение к Таможенному союзу и ЕЭП.По поводу ближайших перспектив отношений Беларуси и России в рамках Союзного государства отмечу, что, как и ранее, они имеют тенденцию к укреплению и расширению интеграционных процессов по всем направлениям. Здесь уместно напомнить, что в 2010 году товарооборот между нашими странами, несмотря на влияние мирового кризиса, вырос на 18,9 процента, а экспорт в Российскую Федерацию увеличился на 46,1 процента. Иными словами, и Союзное государство, и Таможенный союз, равно как и формируемое Единое экономическое пространство — это формы интеграции, которые не только не исключают и не подменяют одна другую, а, напротив, находятся в гармоничной и диалектической взаимосвязи.

— Как вы полагаете, о таких глобальных проектах в рамках Союзного государства как “единая валюта” и “Конституционный акт” можно забыть? Что является сегодня первоочередным в дальнейшем развитии союзного строительства?

— Забывать ничего не надо в любом случае. Тем более, когда речь идет о таких принципиально важных для судеб наших народов проектах. Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года предусмотрены и поэтапное введение единой валюты, и подготовка проекта Конституционного акта, определяющего государственное устройство Союзного государства и его правовую систему.Даже неискушенный в политике человек понимает, что для реализации этих масштабных проектов нужно пройти непростой и длительный путь. Мы сумели совместно преодолеть значительную часть этого пути, но и до настоящего времени экспертная работа по подготовке проекта Конституционного акта и введению единой валюты продолжается. Последнее (в хронологическом плане) мероприятие по данному вопросу состоялось в декабре 2010 года в Смоленске. Семинар союзных парламентариев был посвящен проблематике формирования союзного парламента в контексте проекта Конституционного акта, подготовленного совместной белорусско-российской комиссией.Что касается дальнейших перспектив союзного строительства, отмечу, что работа не стоит на месте. Конечно, не все идет гладко, есть проблемы, вопросы, над которыми мы работаем. Но главное — сотрудничество нарастает по всему периметру наших отношений. В первую очередь динамично развивается их экономическая составляющая. И это верный путь. Мы — реалисты и твердо знаем, что политическая надстройка возводится на прочной экономической основе.На данный момент активно реализуются экономические и научно-технические программы, финансируемые из союзного бюджета. Они значимы не только для наращивания экономических потенциалов двух стран, но и имеют ярко выраженную социальную направленность, поскольку обеспечивают сотни и сотни тысяч людей работой.По мере укрепления Союзного государства роль взаимовыгодных совместных программ будет возрастать. Главное сегодня — поэтапно и планомерно двигаться вперед.

— Как идет подготовка к весенней сессии Палаты представителей? На каких направлениях законодательной работы будет сконцентрировано основное внимание?

— Подготовка идет полным ходом. Уверен, что к началу сессии мы подойдем с солидным запасом законопроектов. По своему содержанию и направленности они увязаны с решениями IV Всебелорусского народного собрания и Программой деятельности правительства Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Но это только начало пути. Масштабное реформирование экономики, дальнейшее развитие общественных отношений, повышение уровня жизни наших граждан, иными словами, все то, что составляет стержень внутренней политики государства, потребует напряженной работы всех участников законотворческого процесса. Уже сегодня можно сказать, что к первому заседанию будут готовы к рассмотрению свыше 40 вопросов, а в целом за сессию их будет рассмотрено около сотни.Значительный объем работы предстоит выполнить в сфере законодательства об экономической деятельности. С учетом правоприменительной практики будут внесены изменения в Гражданский, Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Среди наиболее резонансных документов—проекты Жилищного кодекса, законов “О системе жилищных строительных сбережений”, “Об обращениях граждан и юридических лиц”, “О противодействии торговле людьми”, о внесении изменений и дополнений в Закон “О борьбе с коррупцией”.Особенностью предстоящей сессии будет большой блок вопросов, касающихся сферы культуры. Запланирована корректировка законов о культуре, кинематографии, музеях и Музейном фонде, Национальном архивном фонде и архивах. Самое пристальное внимание парламентарии уделят и вопросам охраны здоровья населения.Особое значение для страны имеет ратификация международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.Как видите, наша законотворческая программа охватывает практически все значимые вопросы дальнейшего развития белорусского государства.

— Планируется ли на законодательном уровне усилить Директиву главы государства о развитии предпринимательской инициативы?

— Напомню, что смысл и цель этой Директивы — раскрепощение деловой инициативы. Директива — это не одномоментное решение существующих проблем. Да, в ней есть нормы прямого действия, но реализация заложенных идей требует также принятия целого комплекса законодательных актов. Именно поэтому, полагаю, правильнее будет вести речь не об усилении Директивы, а о реализации ее положений. Правительством уже ведется подготовка поправок в десятки законов. Будут разработаны и принципиально новые законодательные акты, в частности законопроект о государственно-частном партнерстве. Решению этой задачи служит и подготовка проектов законов “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”, “Об экономической несостоятельности (банкротстве)”. Дальнейшие шаги предстоит сделать в направлении либерализации налогового законодательства, упрощения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Работа по реализации Директивы коснется и положений Кодекса о земле, Закона “Об основах административных процедур”. Будет решаться целый блок вопросов, касающихся смягчения ответственности за правонарушения в экономической сфере. Перечень, конечно, не является исчерпывающим. “Инвентаризация” законодательства на предмет соответствия требованиям Директивы существенно его расширит.В итоге либерализации экономики в нашей стране раскроется дополнительный потенциал производительных сил, а на этой основе поднимется уровень жизни населения, страна станет более привлекательной для иностранных инвесторов и партнеров.

— По вашему мнению, существует ли необходимость в совершенствовании законодательства в инвестиционной сфере? Что необходимо предпринять в первую очередь?

— Надо сказать, что в Беларуси создана законодательная база для осуществления инвестиционной деятельности, где центральное место занимает Инвестиционный кодекс. Инвесторам, в том числе иностранным, гарантирована равная, без какой-либо дискриминации защита прав и законных интересов. Государство предоставляет инвестору право самостоятельно распоряжаться результатами инвестиционной деятельности. Сегодня страной взят курс на создание инновационной, экспортно ориентированной экономики. Достижение этой цели проблематично без создания соответствующей правовой базы, в том числе и в инвестиционной сфере. Работа в этом направлении уже ведется. Весной планируется внесение в Палату представителей проекта новой редакции Инвестиционного кодекса. Разумеется, инвесторов интересует не только инвестиционное законодательство. Условия их работы определяют налоговое, таможенное, земельное, хозяйственное и другие отрасли законодательства. Задачу повышения эффективности инвестиционной деятельности в стране мы будем решать комплексно. Она направлена на правовую поддержку в достижении главной цели — построения процветающей Беларуси, уровень жизни граждан которой приблизится к развитым европейским странам.

— Возможны ли дальнейшая либерализация и совершенствование избирательного законодательства Беларуси? Есть ли необходимость внесения поправок в Избирательный кодекс до проведения очередных парламентских выборов?

— Мы системно усовершенствовали избирательное законодательство, в том числе с учетом рекомендаций международных экспертов, в декабре 2009 года. Оно было апробировано в ходе выборов депутатов местных Советов в апреле прошлого года и в период прошедшей кампании по выборам Президента Республики Беларусь. Действующее избирательное законодательство отражает нынешнее состояние общественного развития Беларуси и на данном этапе является для нашей страны оптимальным. Оценивая его, следует помнить, что в мире нет идеальных избирательных систем, нет унифицированных стандартов проведения выборов. В каждом государстве они разные, поскольку разными являются традиции, уровень жизни, правовая культура общества.Не исключено, что и наше законодательство в чем-то несовершенно. Может быть, в будущем мы рассмотрим возможность введения элементов пропорциональной избирательной системы либо смешанной, когда часть депутатов избирается по партийным спискам, а часть — в избирательных округах. Но это должно быть востребовано обществом. Должны созреть необходимые предпосылки: развитость политических институтов, наличие авторитетных политических партий и общественных объединений. Должен быть достигнут и соответствующий уровень правовой культуры населения. Это также одно из направлений деятельности депутатского корпуса.

←Опора на собственные силы. Беларусь твердо закрепилась в двадцатке сильнейших спортивных стран в мировом рейтинге

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика