В поисках утраченного
В поисках утраченного
Так как Гомель — город древний, логично было бы предположить, что разного рода учебные заведения существовали здесь, как говорится, испокон веков. Однако на самом деле школьное дело во втором по величине городе Беларуси относительно молодо. И ведет свой отсчет с 1781 года, когда архиепископ Георгий Конисский выдал 100 рублей на учреждение в Гомеле духовной гимназии. Ее первым и единственным учителем на первых порах стал Иосиф Бекаревич. А вот с 1802 года у гимназии появился директор — им назначили местного протоиерея Иоанна Григоровича. Надо отметить, каким–то регламентированным бюджетом учебное заведение не располагало. Учитель получал сначала плату от учеников, а затем жалованье от могилевской семинарии — в размере от 25 до 50 рублей в год. Да еще граф Н.П.Румянцев выделял ежегодно 50 целковых.
Первоначально учащихся набиралось всего–то 13 человек. Но уже к 1798 году число их возросло до 65. В 1804 году духовную гимназию переименовали в духовное училище. После 1820 года училище преобразовано в пятиклассное.
Граф Румянцев, весьма много сделавший для обустройства Гомеля, содействовал и развитию в нем просвещения. Он учредил так называемую ланкастерскую школу: каждый ее ученик должен был обучить началам грамоты и письма двух других. А те, в свою очередь, каждый еще по нескольку человек. После смерти графа, правда, школа закрылась.
Есть в истории просвещения Гомеля весьма любопытный эпизод, когда местное дворянство попыталось создать в городе высшее учебное заведение по образцу Царскосельского. Во главе инициативы, как нетрудно догадаться, стоял Николай Петрович Румянцев, готовый ежегодно выделять на нужды такого учебного заведения 4.000 рублей. Плюс к этому граф брался за собственный счет построить корпуса и безвозмездно выделить стройматериалы для учительского дома. Планировалось, что финансироваться лицей будет за счет местных сборов от благотворителей и из казны. Предполагалось, что учиться здесь смогут 80 человек — половина из них бесплатно. Остальные же должны вносить за образование 200 рублей в год. Какие надежды возлагались на лицей, можно судить по отзывам одного из современников: «Вполне уместно было бы, если бы дворянские и простых граждан сыны обучались бы у одного профессора в одной учебной зале... По моему мнению, никакое иное заведение не возвысило бы Гомель, как сие».
Румянцев с жаром взялся за проект. Выделил место под лицей, руководил подготовительными работами. К зиме 1818 года был возведен фундамент с полуподвальным помещением и два этажа с высокими окнами. Но тут Николай Петрович начал слабеть здоровьем. Да еще пришло известие, что князь Чарторыйский — попечитель Виленского учебного округа — без благоволения отнесся к затее. Потому на правительственную субсидию рассчитывать не приходится. Дело стало потихонечку затухать. К 1821 году дворянство к так и не созданному лицею охладело...
Рост населения во второй половине XIX века и собственно увеличение города дали толчок к дальнейшему развитию просвещения в Гомеле. К 1911 году в нынешнем областном центре действовало 32 учебных заведения, которые посещали в общей сложности свыше 6.000 молодых людей. В ту пору считалось, что запросы Гомеля в образовании удовлетворяются в достаточной степени, так как в школах обучалось около 9 процентов населения. Из общего числа учебных заведений 3 были подготовительными, 24 — низшие и начальные. Тех же, где давали полноценное среднее образование, насчитывалось 5. Весьма любопытна и ведомственная подчиненность. Так, 22 училища относились к министерству народного просвещения, 8 было в ведении православной церкви. Министерства финансов и путей сообщения финансировали по одному училищу.
В 1911 году среди учащихся Гомеля преобладали мальчики — 4.000 человек. Девочек же за партами сидело почти в два раза меньше — 2.007. Больше всего посещали занятия дети мещан — 3.683. За ними, как ни покажется парадоксальным, следовали крестьянские отпрыски: ежедневно в классы их прибегало 2.072.
А вот о количестве учителей что–то точное сказать весьма проблематично. Известно, что в учебных заведениях Гомеля имелось 378 педагогических мест. Все вакансии были заполнены. Однако многие преподаватели (прямо как сейчас) и в те годы работали на две ставки — одновременно в нескольких школах.
Кроме подготовительных, начальных и средних школ, были в Гомеле и учебные заведения, находящиеся в ведении министерства внутренних дел. Только готовили там не сотрудников полиции, а... музыкантов. Речь идет о музыкальной школе С.Л.Захарина, основанной в 1907 году. Здесь специальное образование получали 70 учащихся — под руководством пяти педагогов. Были в городе и фортепианные курсы Б.С.Розенблюма, где обучались 40 человек.
К началу 1911 года в гомельской мужской правительственной гимназии обучались 539 человек. 461 из них жил у родителей. Еще 78 — на съемных квартирах. Ученики получали пособие из стипендиальных капиталов, были здесь и стипендиаты княгини Паскевич. Поступали деньги от Гомельского общества вспомоществования недостаточным учащимся, а также от общества помощи учащимся, организованного родительским комитетом. Образование было платным. Но... доступным. По крайней мере, так можно судить по тому факту, что в 1910 году педагогическим советом от платы за обучение был освобожден ряд гимназистов — на общую сумму 4.860 рублей. В том же году образование стало бесплатным и для 65 гимназисток, садившихся за парты в гомельской женской правительственной гимназии.
Если говорить о главной цели, стоявшей перед руководством учебных заведений, то она очевидна — воспитать верных слуг государя и Отечества. А еще — сформировать всесторонне развитую личность. Для чего в тех же гимназиях, кроме обязательных предметов, преподавались рисование, пение, гимнастика, музыка, законоведение. И, разумеется, иностранные языки.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО