Контракт Мендельсона
Контракт Мендельсона
Зачем нужны психологи в ЗАГСах? Практика консультирования пар, пришедших подавать заявление, появилась пару лет назад, и отношение к ней у женихов и невест сложилось неоднозначное — от «ну вот и конец романтике» до «а почему бы и не послушать бесплатные советы». Обзваниваю несколько минских ЗАГСов — выясняется: психологи не в штате, приходящие, и в этом году еще не появлялись. И будут ли, непонятно. Дала ли эта работа свои плоды или оказалась напрасной тратой времени?
До и после бала
Какие вопросы можно решить с психологом в ответственный момент подачи заявления? За несколько минут в отношениях жениха и невесты глубоко не разберешься. Если же кому–то из будущих молодоженов решение о бракосочетании далось сложно, то специалист может просто настораживать своим присутствием: а вдруг отговорит? Ситуации ведь бывают разные, в женской среде уже стало притчей во языцах, как сложно порой «довести» любимого до ЗАГСа... «Периодически мы приглашаем психолога из районного территориального центра социального обслуживания, и будущие молодожены могут к нему обратиться, однако большой активности с их стороны мы не наблюдаем, — признались в ЗАГСе Московского района Минска. — Но надо понимать, что тут нет цели «пугать» пару или выяснять совместимость — ведь союз, по сути, уже сложился. Тут важно показать, что регистрация — это только начало, выяснить готовность партнеров заниматься построением семьи». То, что к специалистам «очередь не стояла», подтвердили и в ЗАГСе Советского района.
Работники «матримониальных» учреждений сошлись во мнении, что данная услуга ценна не столько в консультативном, сколько в информационном аспекте: будущие муж и жена видят, что есть центры, куда семья в будущем может обратиться за поддержкой, есть специалисты, готовые помочь. Ведь «после бала» эта информация может стать весьма и весьма полезной. Что и отмечает психолог–консультант центра социального обслуживания населения Советского района Минска Игорь Филиппов: «Первое время мы просто заявляли о себе, показывали, что у нас можно получить и консультацию, и диагностику, и помощь. Видя, что есть интерес, мы даже создали несколько групп — для молодых пап, мам. И с ЗАГСами по–прежнему намерены работать». По словам Игоря Анатольевича, некоторые пары настороженно относились к самой возможности поговорить с психологом, но были и те, кто решал с его помощью насущные вопросы: «Конечно, они приходят «на позитиве», и проблемы у них тоже позитивные. Например, невеста хочет много гостей на свадьбе, а жених — нет. Или родители против чего–то... Как с ними поговорить, чтобы убедить?» Работа дала результат: в центре социального обслуживания спрос на услуги психологов стал стабильным, каждый месяц обращаются новые семьи. Главным достижением тут можно считать перелом в сознании, ведь раньше искать помощи по поводу семейных проблем было просто не принято.
Не утонуть в розовых мечтах
В том, что семейный психолог должен присутствовать в ЗАГСе, уверена заведующая отделением помощи семье в кризисной ситуации Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ольга Матюхова — идея консультирования пар «на месте» принадлежит именно ей. Более того, благодаря работе с молодоженами в городском Доме бракосочетаний она провела исследование, изучая установки будущих супругов по наиболее значимым в семейных отношениях сферам. Это помогло очертить ряд конкретных профилактических мероприятий во избежание конфликтных ситуаций, то и дело возникающих у домашнего очага. Охотно ли шли на контакт женихи и невесты, не испытывали ли некоторого страха? «И такие факты тоже были, но ведь мы никого не заставляем, консультируем только по желанию посетителей, — говорит Ольга Матюхова. — Беседы при подаче заявления помогают не наделать ошибок в будущем. Ведь часто получается так, что один партнер удовлетворяет в браке лишь свои потребности, а потребности другого остаются в стороне».
Но стоит ли говорить о возможных проблемах именно в ЗАГСе? Может быть, лучше дать парам возможность прожить этот «розовый период», побыть немного наивными и решать проблемы по мере их поступления? «А потом появляются дети и страдают от того, что родители не могут разобраться между собой! — возражает Ольга Матюхова. — У нас в центре участились запросы от клиентов, чтобы мы диагностировали, с кем останется ребенок после развода. Дети становятся разменной монетой. Нередко молодожены, вступая в брак, хорошо представляют себе только роль друга, подруги, возлюбленного и гораздо хуже — мужа, жены, родителей. Когда же романтический период проходит и молодожены, каждый со своими ожиданиями и представлениями, не идут на диалог, пара разводится. И как показывает анализ, чаще всего виноваты обе стороны».
Казалось бы, что в силах изменить психолог? Многое, уверены эксперты. Жизнь это уже подтверждает. Показательный факт: все больше пар приходят к мысли обратиться к психологу самостоятельно и консультируются за неделю, даже за день до свадьбы! Кстати, некоторые узнали о такой возможности именно благодаря «выездной работе» в ЗАГСах.
Кстати
За прошлый год количество зарегистрированных браков уменьшилось на 1,5 процента, а число разводов, наоборот, возросло на 4,6 процента. Теперь на 1.000 браков приходится 472 развода, хотя совсем недавно было 445.
Автор публикации: Юлия ВАСИЛИШИНА
Фото: Артур ПРУПАС