Автограф на сервизе
Автограф на сервизе
Как думаете, презентовать кому–нибудь на праздник керамический сервиз — это моветон? Еще вчера я бы признал такую идею не самой удачной. Но после посещения завода «Белхудожкерамика» в Радошковичах знаю, как должен выглядеть правильный подарочный набор для чайной церемонии. Непременно из красной глины, добытой в карьере у деревни Гайдуковка. Политый пастельной глазурью. И обожженный в печи. Такой не треснет, а благодаря совершенному дизайну чашечка случайно не выпадет из рук. Кроме того, в нашей посуде восточный напиток приобретет белорусский оттенок. Чем не сувенир?
Ручная работа
Возможно, вы и не знали, но каждый горшочек, в котором подают картошку с грибами в ресторане, — тоже радошковичский. Здесь сохранилось единственное в стране предприятие, где еще делают из глины посуду и сувениры, а не только цветочные горшки. Так, в центре давнего гончарного промысла Ивенце уже давно перешли практически только на подставки для флоры (см. репортаж «Хоть горшком назови» в «СБ» от 1 сентября 2010 года).
Впрочем, Александр Грудинко, начальник производства «Белхудожкерамики» и старейший работник завода — с 70–х годов прошлого века, признает, что львиную долю продукции все равно приходится делать для любителей комнатных растений. Но вместе с тем радошковичские мастера создают и подлинные шедевры.
У Ивана Буры на заводе работали и мать, и отец. Сын пошел по стопам родителей — к гончарному кругу. Это уже почти забытая профессия — точить горшки. И учиться мальчишки идут этому ремеслу неохотно, сожалеет Александр Грудинко. Он регулярно ездит по колледжам и собирает ребят, которые не брезгуют возиться с глиной.
Ольга Ежикова уже более десяти лет расписывает горшки. Это ее новая профессия. А прежде Оля варила борщи ребятишкам в загородных детских лагерях, которых только вокруг Радошковичей наберется восемь. В 90–е годы поваром много заработать не получалось. Вот и пошла на завод живописцем. Впрочем, сюда ее точно вела судьба. Ведь еще в 80–е годы ее родители переехали в Радошковичи из–под литовской Игналины — за лучшей жизнью. И не ошиблись.
Почерк мастера
На «Белхудожкерамике» среди ремесленников со стажем каждый год становится все больше молодых. Светлана Труфанова приехала сюда из Лепеля транзитом через Витебск, где была распределена в Радошковичи. Ей повезло, считает художница: «Здесь создана творческая атмосфера. Я могу придумать идею оформления горшка, вазы, новый сувенир — и ее наверняка утвердит худсовет, а вскоре вещь сойдет с конвейера. Однако создаем мы новые изделия не по прихоти. Например, я читаю много литературы по белорусской мифологии и оттуда черпаю идеи для оформления декоративных панно». Так рождаются неповторимые сувениры с национальным колоритом.
Но настоящим кладезем идей на заводе считают Валерия Жука — парня, с виду похожего на «неформала». «В интернете «шарит», что–то ищет все время», — кратко и емко охарактеризовал «птенца» Александр Грудинко. О себе Валера говорить не любит. О нем лучше расскажут его вазы, цена которых варьируется от 70 тысяч рублей до 1 тысячи евро: почерк мастера дорого стоит.
Недешево стоило купить для завода и новые итальянские формовочные станки. Зато с ними работа стала спориться быстрее. Все–таки один гончар за восьмичасовой рабочий день выточит 200 горшков, а машина — 1.500. И все равно завод не успевает насыщать рынок. Не хватает рабочих рук, чтобы сравнять спрос и предложение. Керамические творения из Радошковичей идут во все уголки страны: это и посуда для тушения мяса, и бутылочки под фирменные напитки, и огромные глиняные зубры — самый популярный белорусский сувенир еще с советских времен. А недавно здесь разработали новый фирменный продукт — керамическую фляжку с символикой Беловежской пущи.
Именная чашка
Когда я надумал покупать чайный сервиз, первый замдиректора завода Валентина Онищенко (она сейчас, во время отпуска директора Юрия Кацнельсона, командует. Кстати, явный «рывок» старого завода все единодушно связывают с Юрием Михайловичем), так вот г–жа Онищенко предложила необычную услугу: начертать на чашках мою фамилию. Да что там чашки — можно заказать целый именной кухонный набор. Под индивидуальный заказ радошковичские гончары и живописцы выточат и распишут любые вазу и горшок.
Во время экскурсии по музею завода (ее организуют для любого желающего) я обнаружил довольно раритетные вещи: хранятся тут и декоративные канцелярские наборы, посвященные одному из съездов Компартии Белоруссии, и пепельницы к 300–летию российского флота. Заказы на эксклюзивные сувениры на «Белхудожкерамику» приходят даже из Казахстана. Однако более всего меня поразило, что последнюю сделку предприятие заключило с одной из литовских фирм — та закупила посуду для розничной продажи в гипермаркете. Неужели сами балтийские соседи, когда–то удивлявшие поделками из глины, разучились работать руками? Нет, конечно. Частники и сегодня торгуют своими творениями на улице Пилес в Вильнюсе. А вот государственный завод художественной керамики из всех бывших советских республик остался, пожалуй, только в нашей стране.
Сага о красной глине
Между тем об особой красной глине, из которой рождаются произведения искусства, рассказывают легенду в шекспировском духе... Якобы некогда жил–был сильный и благородный парень по имени Гайда. И любил он, простой деревенский хлопец, Марысю — девушку из дворянского рода, родственницу самой королевы Боны. По законам Средневековья они не могли обручиться — как–никак люди из разных каст. А Марыся также мечтала о Гайде. И чтобы чаще видеться, давала ему, умелому гончару, заказы на скульптуры. Однажды красавица попросила мастера слепить свою статую, но из особой — красной глины. В поисках редкого материала Гайда пришел в окрестности нынешних Радошковичей. И нашел гору с глиной. Он много дней лепил фигуру Марыси, до глубоких ран на руках, истекавших кровью... Когда девушка со слугами примчались сюда, то нашла неживого парня и красивейшую скульптуру из красной земляной породы. А местные жители прозвали это место Гайдуковкой. С тех пор берет свое начало самобытный радошковичский промысел, сохраненный и прославленный нынешними мастерами керамического завода.
Впрочем, радошковичский завод работает не только с глиной и не только в традиционном стиле. Здесь примеряются к фарфору, и я думаю, что у них получится и это.
Радошковичи.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Артур ПРУПАС