ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ...
Мы должны защищать братьев наших меньших. А кто защитит нас?!
Ничем не примечательный февральский вечер. Обычная минская многоэтажка. Мама семилетнего мальчика отпускает его поиграть к другу, живущему в этом же подъезде этажами ниже. Через 5 минут в ее квартире звонит домофон. Снявшая трубку старшая дочка недоумевает: «Ничего не понимаю. Там кто-то пищит или мычит». Женщина выходит на лестничную клетку и от увиденного в распахнувшемся лифте едва не теряет сознание.
…Собака — друг человека. Елена Колодова (все имена изменены, так как пока точка в этой истории правоохранительными органами не поставлена — прим. автора) тоже верила в эту аксиому. До поры до времени…
Так случилось, что свое женское счастье белоруска Елена нашла в браке с итальянцем и родила ему двух чудесных детишек: Джулию и Сильвио. Семья обосновалась в своей квартире в Минске: папа работал, мама присматривала за детьми. Правда, родителей немного огорчало то обстоятельство, что у сынишки врачи обнаружили сахарный диабет и дали вторую группу инвалидности. Но дозы инсулина были крохотными, и родители надеялись, что мальчик со временем может «перерасти» свой недуг.
Собака, предназначенная для боев
В одном подъезде с семьей Колодовой проживала директор одного из столичных колледжей, по совместительству являясь хозяйкой собаки — американского стаффордширского терьера. Что это за порода такая, можно для развития кругозора прочитать в специальной литературе. Отмечу лишь кратко, что изначально эти четвероногие активно использовались для собачьих боев и их домашнее содержание до сих пор запрещено в некоторых европейских странах. Правда, заводчики «стаффов» рьяно доказывают, что в повседневной жизни правильно выращенный и воспитанный американский стаффордширский терьер не представляет для человека какой-либо опасности.
Да, возможно. Но ключевыми словами будут «правильно выращенный и воспитанный». А случившееся в тот злополучный февральский вечер жуткое происшествие доказало, что воспитанием своего питомца директор колледжа явно не утруждалась. На ее собаку уже неоднократно (!) жаловались жильцы, были уже и покусанные ранее люди, нападала она также и на более мирных лохматых «друзей человека». Но женщина продолжала выгуливать пса, предназначенного для боев, без намордника, объясняя, что ее собачке он не нравится.
…— Сильвио попросил его отпустить поиграть к другу. Сын оделся и стал спускаться по лестнице. В это время живущая этажом ниже соседка вышла из лифта и начала открывать дверь своей квартиры, — вспоминает Елена. — У нас нет тамбуров, поэтому двери квартир выходят непосредственно на площадку. Это тоже сыграло свою неблагоприятную роль. Так вот, когда она открыла дверь, оттуда мгновенно выскочила ее собака, увидела моего мальчика и бросилась за ним.
Надо отдать должное семилетнему мальчугану, который не растерялся и моментально принял решение добежать до подъездной двери, рвануть на улицу и резко захлопнуть при этом дверь перед носом у собаки. Но, увы, ребенок не рассчитал свои силы и осуществить такой хитроумный маневр ему не удалось. Когда он понял, что собака оказалась на улице вместе с ним, он попытался спрятаться от нее за припаркованными возле дома автомобилями. Еще раз увы! Спастись не удалось. Обезумевший пес повалил мальчика на землю и начал буквально вгрызаться в его лицо. Ребенок от шока уже мало что соображал и лишь инстинктивно прикрывал горло.
Вместо глаза — сгустки крови
— Услышав крики во дворе, на балкон вышел сосед с первого этажа. Увидев происходящее, он сразу же ринулся на помощь моему сыну, — продолжает рассказ мать мальчика. — Туда же спешила и хозяйка собаки, которая начала ее оттаскивать шарфом… Я, ничего этого не зная, после непонятного домофонного звонка решила выйти посмотреть, в чем дело. И услышала плач ребенка в лифте. Моего ребенка! Сразу подумала, что, может, он просто застрял там и его надо вытащить, но когда двери лифта распахнулись, я увидела соседа с моим Сильвио.
Лицо мальчика представляло собой сплошное кровавое месиво. Особенно пострадала левая половина. За ушами, на голове, на щеках были раны и глубокие царапины от когтей и зубов. Невозможно было понять, что с левым глазом, там были лишь сгустки крови, под подбородком зияла рваная дыра… В общем, сказать, что мать ребенка оцепенела, — не сказать ничего. Собаку, кстати, в тот же вечер вывезли какие-то люди, скорее всего, знакомые хозяйки.
…Несмотря на охватившую семейство мальчика панику, родители успели сфотографировать ребенка мобильным телефоном до приезда «скорой помощи» и милиции. Я видела эти снимки. Мы долго совещались в редакции, стоит ли их публиковать, и решили, что все-таки это будет слишком сильным шоком для читателей.
Но вернемся к событиям того дня. Ожидая приезда врачей, Колодова вывела сына на улицу и при этом встретила милиционера, который торопился к ним в дом, узнав о случившемся. Он увидел и взволнованную нервничающую женщину, и ее израненного сына, но лишь невозмутимо произнес: «Ну что ж такого, ну собака покусала, бывает». И вошел в подъезд, видимо, желая поговорить с остальными участниками и свидетелями происшедшего. Рискну предположить, что таким образом представитель правоохранительных органов, вероятно, хотел успокоить родителей и самого малыша. Во всяком случае, очень хочется в это верить.
…— «Скорая помощь» добиралась к нам около 20 минут! Я места себе найти не могла. Уже сидя в машине, фельдшер, предварительно осмотрев сына, предположила, что глазное яблоко, скорее всего, повреждено, — снова переживает те ужасные минуты Елена. — Потом Сильвио оперировали 3 часа. Уже после хирург сказал, что у сына был порван слезный канал, и если бы его во время операции не удалось найти, то понадобилось бы делать повторную операцию. Слава богу, обошлось. Но все равно в первую неделю нам никто не давал шанса, что ребенок будет видеть этим глазом. И только позже сын вдруг сказал, что видит бутылочку, из которой ему закапывают лекарство.
Потом было долгое лечение дома, походы к психологу, поездки к итальянским врачам. Внешний вид искалеченного «дружелюбным стаффом» ребенка, на первый взгляд, потихоньку восстанавливался. Но родители малыша, естественно, решили наказать человека, который был виноват в случившемся. Они подали заявление во Фрунзенское РУВД, которое возбудило уголовное дело по ст. 155 УК «Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности». Казалось бы, чем не счастливый финал несчастливой истории. Однако…
Извините, ваш случай — несчастный
Хозяйка милой собачки подала ходатайство, ознакомившись с которым, Елена пришла в крайнюю степень изумления. Директор колледжа красочно поведала о том, что она не виновата — это был несчастный случай, собачка очень хотела справить малую нужду и рвалась на улицу, хозяйка не могла предвидеть, что по лестнице идет мальчик, там было темно, и вообще — мальчик раньше прекрасно играл с ее собакой… И так далее и тому подобное.
— Что значит — не виновата? У тебя живет собака агрессивной породы, за которую ты отвечаешь. Будь добра, воспитай ее должным образом. А если что-то произошло, неси за это ответственность. Не могла предвидеть, что в 9-этажном доме могут по лестницам ходить дети? — возмущается Елена Колодова. — И потом, на лестнице был свет. И уж, конечно, мой Сильвио никогда не играл с этой собакой. Да ее все боялись в доме!
Тем не менее, следователь вскоре сообщила родителям мальчика, что дело закрыто и они могут обратиться в суд с требованием возмещения ущерба. Но Елена подала жалобу в прокуратуру Фрунзенского района. Оттуда вскоре ей пришел ответ, что по результатам расследования следователем было принято обоснованное решение о прекращении уголовного дела. И далее в ответе говорилось, что Правила содержания собак и кошек, а также отлова бездомных животных в Минске и иные нормативные акты не регламентируют порядок содержания собак опасных пород и не определяют, каким образом их владельцы должны обеспечивать безопасность людей. А причинение собакой неизгладимых телесных повреждений сыну Елены имело место в результате стечения обстоятельств, приведших к несчастному случаю.
Ничего себе, подумали обескураженные родители покалеченного мальчика. Выходит, если нет соответствующих регламентирующих документов, значит, владельцам таких собак вообще может все сойти с рук, то есть с лап?! А если бы собака загрызла их малыша насмерть?! Не успокоившись, они подали жалобу уже в прокуратуру города. И, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки. Его вернули во Фрунзенское РУВД для дальнейших разбирательств.
Вместо эпилога
…Сейчас маленький Сильвио боится ходить в школу, хотя она находится во дворе дома, боится просто выходить на улицу один, без мамы или сестренки. Его диабет усложнился, доза инсулина увеличилась в 3 раза, и теперь он точно не «перерастет» болезнь. Когда он видит на прогулке собаку той же породы, что и покусавший его обидчик, уровень сахара в его крови повышается и при норме 6 становится 18—20. Хотя многие шрамы зажили и уже не так видны, ему все еще необходимо вмешательство пластических хирургов, но белорусские специалисты не берутся ему помочь, а в Италии такая операция обойдется в кругленькую сумму. Но не деньги волнуют его родителей, а справедливое возмездие. И его отец-итальянец, в тот злополучный вечер в порыве отчаяния ударивший рукой наотмашь о шкаф и сломавший себе палец, никак не может понять: неужели закон может быть на стороне взрослого человека, допустившего, чтобы его маленького сына покалечили?!