Умные налоги — эффективная экономика
Министр финансов Беларуси Андрей Харковец заявил на заседании коллегии министерства, что никакие новые налоги в нашей стране вводиться не будут. И напомнил, что за прошедшие пять лет в Беларуси отменены 26 платежей и немало сделано для качественного улучшения характеристик налоговой системы.
Действительно, наша налоговая система, критика которой в середине 90-х годов была общим местом в любых экономических дискуссиях, прошла довольно заметный путь эволюции. И что бы ни говорили и какие бы рейтинги ни рисовали, а платить налоги стало проще многим и во многом. Особенно за годы после введения в действие Налогового кодекса. Для обычных граждан самым главным достижением, конечно же, остается упрощение ситуации с подоходным налогом — введение плоской шкалы, которая уравняла всех и, судя по всему, вывела из тени немалые доходы. Но если рассматривать в масштабах всего государства, то, по оценке министра финансов, «полностью решен вопрос со структурой налогов и количеством налоговых платежей, которые соответствуют стандартам развитых стран». По уровню централизации финансовых ресурсов, по ставкам основных налогов наша страна уже находится на уровне европейских государств. Поэтому министр и утверждает, что нет необходимости вводить никакие новые налоги в рамках новой программы социально-экономического развития страны. Сейчас существует семь основных налогов, которые уплачивают субъекты хозяйствования, и они позволяют, как заметил Андрей Харковец, финансировать государственные расходы на необходимом уровне, не создавая при этом ограничений для экономического роста.
Впрочем, с 2012 года могут появиться налоговые новшества, которые изменят жизнь предприятий. Например, будет предложено вывести из налогообложения инвестиции и инновации. Скажем, от налога на прибыль могут освободить полностью средства, направленные на создание новых и модернизацию действующих производств. Построили производство, начало оно приносить прибыль — дается стимул: освобождение от налога до полной окупаемости понесенных затрат. «Это так называемый механизм переноса убытков на прибыль будущих периодов. Это основа для привлечения долгосрочных инвестиций», — отметил министр. Кроме того, возможно, по НДС будут сняты временные и количественные ограничения по налоговым вычетам. И инвестору вернут уплаченный налог, как только будут произведены ин-вестиционные затраты. Тогда у предприятий появятся дополнительные ресурсы для инвестиций и пополнения оборотных средств, а стоимость инвестпроектов снизится. Такое новшество может стать реальным стимулом для активного привлечения инвестиций.
Дополнительные возможности государство постарается предложить тем, кто проводит научные разработки и приобретает результаты исследований для промышленного использования, тем, кто выпускает высокотехнологичную продукцию, а также инновационным предприятиям. Таким предприятиям, а также тем, кто реализует высокотехнологичные товары собственного производства, возможно, установят пониженную ставку налога на прибыль (в размере 10 %). Результатом таких и иных шагов в Минфине хотели бы видеть возможность отказаться от применения многочисленных избирательных индивидуальных налоговых льгот, которые порой имеют под собой шаткие основания. Между тем чрезмерная раздача льгот всегда приводит к искажениям в экономике и создает неравные условия конкуренции. Но обоснованные, оправдавшие себя, необходимые инструменты стимулирования предприятий будут сохранены и усилены.
«Если мы решим вопрос с льготами, то можно подумать и о снижении ставки налога на прибыль», — заявил также Андрей Харковец на заседании коллегии. Как известно, прибыль выступает не только в качестве показателя эффективности, но и как основной источник инвестиций. Ставка налога на прибыль сегодня составляет 24 % , а с 2012 года, по предварительным оценкам, может быть снижена на 2—4 процентных пункта. По словам министра, если экономика будет показывать хорошие результаты, то в последующем эту ставку можно будет снизить и до 18 %. А это уже сделает Беларусь одной из стран с самым низким уровнем налогообложения прибыли в регионе.
Так что налоговые платежи — не просто инструмент пополнения казны. Они могут быть эффективным универсальным инструментом, стимулирующим деловую активность, привлечение средств в новые проекты и производства, в развитие.