Белорусские платформы «Восточного партнерства»
Сегодня наша страна вовлечена одновременно в шесть интеграционных экономических проектов
«Восточное партнерство» – это польско-шведская инициатива о включении шести стран бывшего СССР – Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины в своеобразное ассоциированное партнерство с ЕС. Со вступлением в «Восточное партнерство» Беларусь оказалась вовлечена одновременно в шесть интеграционных экономических проектов – в СНГ, Таможенный союз, ЕЭП, ЕврАзЭС и Союзное государство на Востоке и в «Восточное партнерство» с ЕС на Западе.
Для Европейского союза «Восточное партнерство» связано с реализацией многочисленных целей. Приведем лишь анализ намечаемой ЕС деятельности по четырем основным платформам. По первой платформе «Демократия, надлежащее управление и стабильность» ЕС заинтересован в распространении в шести странах той модели управления и того понимания демократии, которые свойственны ему самому. В рамках второй платформы «Экономическая интеграция и конвергенция с политиками ЕС» речь идет в основном о подготовке перехода к свободной торговле со странами «Восточного партнерства» в перспективе. По третьей платформе «Энергетическая безопасность» делается акцент на повышение уровня интеграции энергосистем ЕС и стран партнерства, которая позволит снизить уязвимость самого ЕС как региона, функцио-нирование которого зависит от импорта огромного объема самых разнообразных энергоресурсов, от нефти и газа до угля и урана. Ключевую роль в этом плане играют контакты с Украиной и Беларусью как странами, через которые идет огромная часть энергопоставок в ЕС, и с Азербайджаном как обладателем огромных запасов энергоресурсов, необходимых для ЕС в будущем. Потенциально возможно и распространение современных технологий в области энергосбережения и альтернативной энергетики. И в рамках четвертой платформы «Контакты между людьми» ЕС хочет создать со временем единое образовательное, научное, информационное и культурное пространство, в котором граждане ЕС и стран «Восточного партнерства» смогут перемещаться без виз и ограничений.
Для Беларуси «Восточное партнерство» – это прежде всего бизнес-проект. Такая ситуация сложилась потому, что Беларусь является одной из наиболее открытых экспортно-ориентированных экономик мира. В то же время уникальность белорусской экономики заключается в том, что она не имеет выхода к Мировому океану. Поскольку морские перевозки являются самыми дешевыми, для Беларуси, в силу своего географического расположения вынужденной пользоваться в основном сухопутными перевозками, каждые лишние 100 километров перевозки товара серьезно влияют на удорожание продукции. Поэтому самыми выгодными рынками сбыта, позволяющими затратить на перевоз товаров минимальные суммы, являются рынки стран, расположенных непосредственно на границе Республики Беларусь – России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. При этом, торгуя с ЕС, Беларусь получает возможность выхода своих товаров и услуг на рынок общей емкостью 500 миллионов потребителей. В свою очередь и Евросоюз очень нуждается в развитии экономических отношений с Беларусью. Не говоря уже о важности безопасного транзита энергоресурсов для ЕС по белорусской территории, он является не менее значимым и в плане развития самых коротких логистических маршрутов для поставок товаров из ЕС в Россию и некоторые страны Азии. Очень важным является и вопрос успешного развития экономик стран Балтии, для которых Беларусь является одним из главных поставщиков товаров. ЕС очевидно, что высокие темпы роста белорусской экономики крайне позитивно влияют на развитие экономики Литвы, Латвии и Эстонии за счет торговых отношений на миллиарды долларов. Чем большие темпы роста будет показывать белорусская экономика, развивая тем самым экономику стран Балтии, тем меньшую экономическую помощь странам Балтии придется оказывать самому Евросоюзу.
Помимо второй платформы, Беларусь заинтересована в третьей – развитии энергетической безопасности. Январские договоренности по нефти показали, как выгодно для получения нормальных цен на поставки энергоресурсов из России иметь альтернативные варианты поставок. Не менее выгодным, кроме оформившейся альтернативы по нефти, может стать и наличие новых возможностей по поставкам газа. Достаточно важными являются возможности по энергосбережению и развитию альтернативной энергетики за счет технологий и инвестиций Евросоюза. В то же время при нежелании Евросоюза развивать сотрудничество в этом направлении его можно будет реализовать за счет технологий и инвестиций из Китая, потенциал которого в этих сферах развивается ошеломляющими темпами.
Что касается развития сотрудничества по двум другим платформам, то реакция Евросоюза на президентские выборы 19 декабря 2010 года вызывает у Беларуси серьезные опасения. Говоря о первой платформе, отметим, что любой стране мира не грех поработать над улучшением демократических процедур, поскольку идеальной демократии в мире еще не построили, но навязывание определенной модели демократии с выкручиванием рук партнерством тоже не назовешь. ЕС абсолютно не хочет понимать, что условия в Беларуси резко отличаются от условий, скажем, в Латвии или Великобритании, и использование латвийской или британской моделей демократии, не учитывающих местную специфику нашей страны, может скорее навредить, чем пойти на пользу Беларуси. Полезно ответить на вопрос, демократия – это инструмент для улучшения жизни граждан или священная самоцель, на пути к которой возможны любые жертвы? Самые высокие в Европе темпы роста белорусской экономики по 2010 году являются вполне адекватным ответом на тот вопрос, чем является демократия для Беларуси. Делать из нее вместо рабочего инструмента некий алтарь, принося в жертву темпы экономического роста и социальные гарантии граждан, в Беларуси не готовы.
Четвертая платформа, направленная на развитие контактов между людьми, тоже вызывает вполне законные вопросы. К примеру, в условиях безвизовых отношений в ЕС из Литвы в 2010 году выехало на постоянное место жительства в богатые страны Евросоюза более 80 тысяч человек. В связи с этим возникает вполне законный вопрос к самым богатым странам Евросоюза: не являются для них безвизовые отношения способом улучшить демографию за счет последующей ассимиляции приехавших граждан? Если ЕС в рамках «Восточного партнерства» готовит для Беларуси именно такие перспективы, то так ли необходимо для нашей страны быстрое развитие отношений в рамках четвертой платформы?
Сергей КИЗИМА, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь