С колес
С колес
Прокат автомобилей у нас, особенно в провинции, — пока редкая услуга. В Могилеве ее оказывают четыре фирмы и один индивидуальный предприниматель. Впервые в областном центре автопрокат появился около 10 лет назад на одном из предприятий. Конкуренты в этот бизнес пришли лишь недавно.
Наталья Козлова в нем уже три года. Вряд ли она решилась бы заняться столь рискованным делом, если бы супруг Александр, хорошо разбирающийся в технике, не согласился ей помогать. Начинали с двух машин — влезли в долги и кредиты. Сейчас их мини–парк вырос вдвое: предлагают напрокат четыре автомобиля среднего класса европейского производства. Однако этот бизнес — сезонный. Зимой клиентов гораздо меньше. Нередко машины простаивают.
Чтобы выдержать конкуренцию, Козловы работают круглосуточно и без выходных. Их мобильники доступны и днем и ночью. Хозяевам тяжело, зато клиентам удобно.
В основном берут авто напрокат люди лет около тридцати с зарплатой выше среднего. Некоторые клиенты еще не обзавелись своей машиной. У других авто есть, но часто ломаются. Примерно пятая часть потребителей этой услуги — иностранцы, желающие познакомиться с достопримечательностями Беларуси. У всех могилевских фирм, сдающих машины напрокат, уже есть «черные списки». Почти нигде не дадут машину в долг клиентам до 21 года, получившим права меньше трех лет назад. Практика показала, что именно зеленая молодежь обращается с авто особенно неаккуратно. Есть еще одна категория нежелательных клиентов: те, кто всегда возвращает чужую собственность с опозданием и не желает платить за просрочку. Почти каждый арендодатель может привести пример, когда кто–то приходил за автомобилем пьяным. Иные ленятся прочитать договор, а потом нарушают его условия. К примеру, на арендованном авто запрещены буксировка, перевозка тяжелых грузов. Машину надо вернуть владельцу чистой, полностью укомплектованной — в том виде, в каком брали. Случается, эти правила игнорируют. К примеру, пригоняют автомобиль обратно с царапинами и вмятинами, пытаясь переложить вину на предшественников. Аварии с участием арендаторов — тоже не редкость. Если бы не страховка «полное «Автокаско», бизнес этот, по мнению тех, кто им занимается, был бы вообще убыточным.
Некоторые фирмы сегодня работают с навигаторами. Хозяева теперь всегда в курсе, где автомобиль и с какой скоростью на нем ездят.
У клиентов, в свою очередь, свои претензии к арендодателям. Бизнесмену Семену Лаврову и его компаньонам нередко приходится пользоваться прокатными машинами. И впечатления не всегда приятные.
В одной из могилевских фирм, например, забронировав автомобиль на конкретный день, нельзя быть ни в чем уверенным. Пообещают, что будет точно, а в последний момент «обрадуют» — все машины заняты. Однажды могилевчанину выдали авто... без техосмотра. Человека остановил сотрудник ГАИ, тот оплатил немалый штраф, после чего со скандалом выбивал у хозяина свои деньги обратно. Попадаются прокатные авто в неисправном состоянии, а их владельцы, узнав о поломке, не спешат заменить машину.
Впрочем, подобные инциденты случаются в городе не так уж часто. Большинство фирм все же заинтересованы, чтобы посетитель остался доволен.
— Каждый из нас дорожит постоянными клиентами, — не скрывает Александр Козлов. — Для них даже предусмотрены скидки. Кстати, и мы, бизнесмены, между собой не только конкуренты, но и партнеры. Если обращаются за машиной, а ее в данный момент нет в наличии, обязательно подскажем телефон коллег. Важно, чтобы люди больше узнавали о нашем виде услуг, тогда и работы всем хватит.
Московский коммерсант Давид регулярно наведывается по делам в Могилев, каждый раз берет здесь машину напрокат. По его мнению, этот бизнес у нас в зачаточном состоянии. В Москве, например, арендовать машину — любого класса, любой модели — можно почти в каждой гостинице. Зато в Могилеве свой плюс, почти не встречающийся в мегаполисе: доброжелательность арендодателей и доступные цены — от 80 тысяч рублей за авто в день.
Конечно, такого, как прокат лимузинов в Минске, легковушек класса «А» в Могилеве напрокат не возьмешь. Провинциальные бизнесмены нехотят рисковать, предлагая в большинстве случаев не лимузин на свадьбу, но добротные, но недорогие машины. Да и не у каждого арендодателя найдутся деньги на престижные авто. Тем более что срок службы переходящей из рук в руки машины, как правило, совсем недолог. Менять ее приходится уже через 2 года. Вряд ли в провинции реально за столь короткий срок отбить цену дорогой машины, да еще получить прибыль.
По утверждению коммерсантов, даже прибыль от недорогого авто сейчас не всегда оправдывает вложенные деньги и труд. Возможно, это — явление временное. Благополучие каждого прокатчика напрямую зависит от уровня доходов местных жителей, количества туристов. А так как росту зарплат и привлечению гостей в страну сейчас уделяется первостепенное внимание, можно рассчитывать на то, что автопрокат будет востребован. Рано или поздно те, кто не побоялся сегодня заняться этим рискованным хлопотным делом, обязательно окажутся в выигрыше.
Кстати
Чтобы взять в Могилеве автомобиль напрокат, нужно:
быть не моложе 21 года и иметь водительский стаж не менее 3 лет;
позвонить и оговорить точное время и место встречи (многие организаторы автопроката охотно соглашаются встретиться в районе города, удобном для вас, но некоторые просят прибыть по адресу фирмы);
предъявить паспорт, водительское удостоверение;
внимательно изучить и подписать договор с владельцами авто;
иногда автопрокатчики просят в их присутствии сделать пробный круг на арендованном автомобиле, чтобы окончательно убедиться, что арендатор и незнакомая ему легковушка хорошо «поняли» друг друга.
Фото автора.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА