Маршрут по диагнозу
Маршрут по диагнозу
Сегодня туризм — это не только открытие стран и континентов, шаблонное «посмотрите направо, вашему взгляду открывается...» Это все, что пожелаете: шоп–туры, гастрономические, экскурсионные, медицинские. Вот тут хотелось бы подробностей. Многие ведь уже поняли, как выгодно совмещать знакомство с культурой и обычаями другого государства и качественные медицинские услуги. Соседи–россияне, например, давно облюбовали в качестве «медико–туристических» направлений наряду с Израилем и Германией и нашу страну. Иностранцы — «ближние» и «дальние» — в курсе: лечить и протезировать зубы, делать пластические операции, консультироваться и проходить курс терапии у онкологов, восстанавливаться после тяжелых травм и т.д. в Беларуси — значит получать оптимальное соотношение цены и качества.
Как развивается у нас «лечебный» туризм? Какую сумму приносит в бюджет? И есть ли нерешенные проблемы у молодого альянса медицины и туризма?
Реклама — двигатель здоровья
Один миллиард белорусских рублей оставили иностранные граждане в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова в прошлом году. Сюда приезжают из всех стран СНГ, а также из Германии, Венесуэлы, Польши, Франции и др. Кто–то оперируется по поводу тяжелого заболевания, кто–то уточняет диагноз, проходя «подробное» обследование. Всего в 2010–м здесь побывало 200 «медицинских» туристов.
Как пациенты узнают о такой возможности? Из трех основных источников. «Первый — без помех работающее «сарафанное радио». Когда люди, побывавшие у нас, рассказывают о качественном лечении и хороших результатах близким. Таким образом, направляя к своему лечащему врачу, называя его имя, координаты для связи, — рассказывает заместитель директора РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Сергей Красный. — Второй путь — конечно, интернет. После «вбивания» в поисковик фразы «онкологический центр» на первой же странице Яндекс выдает ссылку на наш официальный сайт. Наконец, наши ведущие специалисты постоянно участвуют в международных конференциях, где представляют научные доклады, иллюстрированные статистикой, графиками с динамикой лечения и пр. И зарубежные онкологи пользуются случаем, чтобы рекомендовать своим пациентам обращаться именно к нам».
Что показательно, методики наших онкологов могут демонстрировать далеко не все их зарубежные коллеги. Конкретный пример: операция по созданию искусственного мочевого пузыря из тонкого кишечника. Она жизненно необходима после резекции органа и удаления опухоли. Такие пациенты приезжают к нам из России, Украины (подобную операцию проводят только в Киеве), Азербайджана, Узбекистана и других стран СНГ.
Но рекламы все же, если честно, откровенно мало. Почему? Ведь, с одной стороны, благодаря «медицинскому» туризму государство получает в итоге еще больший объем качественной медицинской помощи: вырученные средства опять могут идти на развитие научных технологий. Такой вот круговорот «добра в природе». Но, с другой стороны, чтобы стал возможен «полный цикл», надо решить немало координационных вопросов, считают медики. «В частности, к нам обращаются обеспеченные иностранцы, которых почти всегда сопровождают родственники. И у тех нередко возникает большой вопрос, как найти жилье рядом с центром, чтобы без лишних хлопот навещать близкого человека. Они интересуются у врачей, медсестер. Но заниматься поисками жилья медперсонал не в силах!» — признает Сергей Красный. Что и говорить, проблема...
Туристы — не авантюристы
Экспорт медицинских услуг набирает обороты и в РНПЦ травматологии и ортопедии. Так, если в 2009 году за лечением и диагностикой сюда обратились 272 иностранца, то в 2010–м — уже 497. Соответственно доходы центра выросли с 194 тысяч долларов до 242 тысяч. «В прошлом году план объема медуслуг на экспорт мы выполнили на 125 процентов, — подтвердила начальник отдела по внебюджетной деятельности центра Маргарита Курбаленко. — Предлагаемые нами цены иностранцев устраивают. К примеру, те, кто прошел диагностику и лечение патологии суставов методом артроскопии, говорят: «Да в Москве за эти деньги — 500 у.е. — даже не поставишь зубной имплантат!»
Сюда иностранцы тоже чаще едут к «своему» доктору. У кого–то сколиоз 3–й или 4–й степени, нужна операция? В такой ситуации первый помощник — ведущий сотрудник центра Дмитрий Тесаков. Поставлен диагноз межпозвоночная грыжа? Значит, надо к нейрохирургу Сергею Макаревичу... Об этом прекрасно знают заезжие пациенты. Откуда? Как пояснили сотрудники центра, работает все та же простая, но, по сути, самая эффективная реклама «из уст в уста». Конечно, немалую роль играют личные контакты врачей в среде профессионалов за рубежом. И только на третьем месте — «протекция» «всемирной паутины».
Вот и семейные пары, у которых долгое время не получалось стать родителями, нередко доверяют план пополнения семейства нашим врачам. В Центре репродуктивной медицины каждая десятая пациентка из тех, кто обследуется и идет на экстракорпоральное оплодотворение, — приезжая. А уезжают счастливые! И дело не только в профессионализме врачей, хороших показателях и даже не в том, что для «медицинского» туриста здесь «все дешево и эффективно» (для белорусов ЭКО стоит 6 — 7 млн. рублей, для иностранцев — 8 — 9 млн.). Существует еще одна причина: в законодательстве многих стран есть определенные ограничения на проведение такого рода программ...
Точка опоры
Что и говорить, развитие «медицинского» туризма для любой страны — это показатель престижа и, безусловно, статья дохода. Как сделать, чтобы она росла? Широкий коридор один — повышение качества услуг. И если к медицинской составляющей не придерешься — техническое обеспечение лучших клиник и центров на уровне, мы можем гордиться и подготовкой медперсонала, то к организационной части есть вопросы. По словам заместителя начальника управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома Виталия Мошечкова, медтуризм за прошлый год принес в казну государства 1 млн. долларов. При разумном подходе к делу через несколько лет цифра имеет все шансы увеличиться в пять раз. «Планируется наладить сотрудничество с туристическими компаниями, которые уже имеют опыт в этом деле, — утверждает представитель Мингорисполкома. — К ним со временем присоединятся другие. И всем им необходимо предоставить определенные преференции».
А пока большой и нерешенной проблемой остается даже такой аспект, как места в минских гостиницах. У нас их менее шести тысяч, а должно быть, по расчетам, в три раза больше! И вывод получаем один: если так активно повышается репутация наших врачей в мире, пора бы уж позаботиться, как обеспечить приехавшим из разных стран пациентам–«туристам» комфорт и качество не только медицинского сервиса.
Автор публикации: Алла МАРТИНКЕВИЧ