Есть что вспомнить

Источник материала:  

В Гродно открылась экспозиция первого в Беларуси музея истории регионального телевидения

«Лапин Валентин Дмитриевич, киномеханик». Это служебное удостоверение, выданное в 1941 году, — один из самых старых экспонатов единственного в республике музея истории регионального телевидения, открывшегося в телерадиокомпании «Гродно». В свое время оно принадлежало первому директору Гродненского телевидения. Здесь, в холле телецентра, выставлены десятки предметов, познакомившись с которыми, можно пройти по всем этапам более чем сорокалетнего периода Гродненщины телевизионной, начиная с открытия областной студии в 1968-м и заканчивая сегодняшним днем компании.

— Четыре десятилетия ознаменовали четыре телеэпохи: черно-белое и цветное ТВ, аналоговое телевидение с использованием так называемых ВХС – профессиональных видеомагнитофонов — и, наконец, современное цифровое телевидение, — рассказывает инициатор создания музея заведующая отделом производства телепрограмм Наталья Тараканова. – О каждом из них рассказывают фотоснимки, документы, камеры, проигрыватели, техника для обработки пленок.

Идею создания музея подсказало само время. Работая на студии с 1979 года, Наталья Вячеславовна не только видела все перемены своими глазами, но и сама в них участвовала. Видела, как техника, еще вчера бывшая новинкой, стремительно уходила в прошлое, как менялись журналистские подходы к подготовке сюжетов и программ, оформление студий. И если для поколения ветеранов все это – их собственный профессиональный опыт, то для молодежи – уже история. «Вот поэтому и хотелось сохранить ее для будущих поколений коллег, открыть им ту захватывающую дух атмосферу становления телевидения, в которой мы работали», — говорит Наталья Тараканова.

Первым шагом к осуществлению идеи стало создание выставки радиоприемников, для которой отвели специальную комнату. Вторым – акция «Старый телевизор». Ее результатом стало создание экспозиции телеприемников разных лет, собранных среди жителей области. В числе самых ценных находок – «ветеран» советской промышленности — телевизор-тумба КВН с малюсеньким экраном — и телекомбайн, совмещающий теле- и радиоприемники с проигрывателем.

Сейчас музей пополнился экспонатами, которые для зрителей всегда оставались за кадром. Они размещаются в холле телецентра – так, что каждый посетитель, что называется, «с порога» попадает в особенный мир ТВ. И у каждого возникают при этом собственные ассоциации и воспоминания. Вот, к примеру, учебное пособие «Книга киномеханика». И сразу в памяти возникает старый кинозал с жужжащим проектором. Вот фото первой гродненской телевышки, которую, вероятно, еще помнят городские ветераны. Сегодня уже трудно проверить достоверность, но существует история, согласно которой проект этого сооружения составил и прислал на конкурс в один из журналов технически одаренный подросток. Вот знаменитая «хлопушка», много лет обвещавшая начало съемки, механическая камера «Красногорск» — приходилось заводить, как патефон, причем завода хватало всего на несколько минут работы. Рядом – двухметровый агрегат – цветная камера «КТ» весом 35 килограммов. Трудно поверить, что с ней не только работали в студии, но, случалось, выезжали на съемки.

— И все-таки главной задачей экспозиции было рассказать не о технике, а о людях – тех, кого гродненцы до сих пор знают в лицо, и тех, кто всегда оставался по ту сторону кадра, — считает Наталья Вячеславовна. — Визитками гродненского эфира в разные времена были программы «Только по пятницам», «Гараднiца», «Вечерний канал», «День открытого письма». Наши сотрудники готовили сюжеты для ведущих программ Центрального телевидения – «Время», «Сельский час». Создатели этих и других проектов щедро поделились с музеем своими воспоминаниями, принесли предметы, рассказывающие об их работе. В создании музея очень помогли ветеран-звукорежиссер Вячеслав Колоколов, оператор Мечислав Зубель, сын бывшего директора – оператор канала СТВ Николай Лапин.

— Экспозиция открылась совсем недавно, но уже сейчас можно сказать, что потрудились над ней не напрасно, — таково мнение директора телерадиокомпании «Гродно» Николая Мельяченко. — Молодежь не проходит мимо, рассматривает старую технику, фотостенды, задает вопросы. Так формируется понимание того, что за нами стоят поколения предшественников, немало сделавших для становления и развития телевидения в регионе, рождается чувство преемственности и ответственности.

С открытием новой экспозиции работа по созданию летописи гродненского ТВ не остановилась. Сейчас активисты изыскивают возможности для перевода в цифровой формат лучших записей из богатейшего телеархива. Старые пленки хранят интервью с Ольгой Корбут, Василем Быковым и другими гродненцами, чьи имена сегодня известны миру. К сожалению, оборудование для их просмотра уже нет, и единственный способ сберечь их для будущего – «отцифровка».

Если задуманное получится, музей можно будет оживить – экскурсию будут сопровождать старые телесюжеты.

Впрочем, работа по формированию музейной коллекции бесконечна. Она может длиться столько, сколько живет региональное телевидение. Ведь сегодняшние журналисты и их коллеги пишут историю современности, и в ней немало того, что, несомненно, будет интересно следующим поколениям гродненцев.

На снимке: в музее регионального телевидения директор телерадиокомпании «Гродно» Николай МЕЛЬЯЧЕНКО и главный инженер РУП РТЦ Владимир ЖУДРО.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

←Окно в будущее. Минские коммунальники будут делать окна для многоэтажек

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика