Система знаний
Система знаний
На днях Президент подписал Кодекс об образовании. Это значит, что уже с сентября нынешнего года весь образовательный процесс — от дошкольного до послевузовского — будет регламентирован новым документом, а все законы об образовании, принятые ранее, утратят свое значение. С одной стороны, это упрощает жизнь тем, кто учит и учится. Чтобы узнать о своих правах и обязанностях, теперь не нужно пересматривать десятки положений, нормативных актов и инструкций (их за 20 лет накопилось немало), достаточно открыть кодекс. С другой стороны, он требует от системы образования двигаться дальше, перестраиваться, искать оригинальные решения проблем, известных еще с советских времен.
Кодекс устанавливает: «Так должно быть!», но жизнь диктует свои условия, и в них, увы, пока находится место исключениям. Например, в школьном классе не должно быть больше 25 учеников, в начальной школе — и того меньше. Но готовы ли к этому районы–новостройки, где в основном–то и трещат по швам учебные заведения?
— К нам почти каждый день родители приносят документы, — объясняет суть проблемы директор минской СШ № 2 Мария Ковалевская. — Дом заселяется — и новый поток учеников, которых мы должны принять независимо от того, сколько детей в классе. Не открывать же новый класс в середине учебного года! Поэтому о нарушениях при наполняемости учебных групп можно говорить при стабильной работе школы, когда можно заранее с небольшой погрешностью спрогнозировать количество учеников, которые придут. А в такой экстремальной ситуации?
Вот и задачка для чиновников на местах! Зато можно порадоваться за студентов, чье право на возмещение расходов по найму жилья в случае отсутствия места в общежитии законодательно закреплено, как и за учителей — им положена ежемесячная компенсация затрат на учебную и методическую литературу. Станет полегче и вузам: в кодексе прописано, за что может быть отчислен студент, что нужно для восстановления или перевода в другой вуз, порядок и условия предоставления общежития. До недавнего времени многие такие вопросы решались непосредственно в самих учебных заведениях и регулировались их уставами. А потому в одном вузе студента отчисляли, скажем, за систематические прогулы, в другом за тот же проступок ограничивались выговором.
— Раньше вообще не было такого понятия, как дисциплинарный проступок, — считает явным плюсом нововведение ректор Института парламентаризма и предпринимательства Александр Касперук. — И если мы отчисляли студента за прогулы, административные правонарушения и дело доходило до суда, в котором учащийся пытался отстоять свои права, то у судьи неизменно возникал вопрос: почему применили крайнюю меру? Мол, два взыскания — это еще не система, надо еще один шанс дать, ведь парень молодой, несознательный и т.д. Сейчас же, с вступлением кодекса в силу, с учащегося будет проще спрашивать и применять к нему меры дисциплинарного воздействия. А не рассуждать: достаточно ли он испытывал терпение преподавателей? Это удобно в том плане, что все до мелочей известно. Нет разночтений. Например, что делать со студенткой, которая ушла в декретный отпуск, или со студентом, которого призвали на срочную военную службу? Раньше был только один вариант — академический отпуск, который предоставляется только один раз и только на один год.
Хотя есть вопросы, которые сняты не окончательно, нормы кодекса, в свою очередь, требуют дополнительных решений. Скажем, каждый вуз должен теперь иметь общежитие. Но как будет выделяться земля? Кто будет застройщиком? За чей счет? Не увеличит ли это стоимость обучения для студента? Идея хорошая, однако механизм ее реализации еще предстоит разработать. Поэтому эксперты склонны считать Кодекс об образовании не догмой, а руководством к действию.
Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА