Чей голос сильнее?
У объединенной Европы забот прибавилось: надо что-то делать с Беларусью, которая, не боясь кому-то не угодить, в своих действиях руководствуется исключительно национальным законодательством…
Обстоятельством для возмущения всей «прогрессивной» Европы стало то, что в день президентских выборов, когда толпа разгоряченных молодчиков громила двери и стекла Дома правительства в центре Минска, милиция не осталась стоять в стороне…
То, что общественный порядок был восстановлен, а несанкционированный митинг пресечен, ряд высокопоставленных чиновников в Евросоюзе поспешили расценить как «притеснение демократии».
Как говорится, главное — навесить «правильный» ярлык и можно в своих возмущениях, требованиях и угрозах разойтись не на шутку.
Так и случилось. Для Евросоюза, где демократические ценности на самом деле не пустой звук, заявления, что в Беларуси попрали чьи-то права, оказались сродни красной тряпке.
И вот на днях дипломаты стран ЕС собрались в Брюсселе, чтобы решить, какого наказания в связи с этим заслуживает Минск?
Главной темой дискуссии стало введение визовых санкций для руководства нашей страны. К слову, список невъездных чиновников уже почти готов. Впрочем, в таком режиме взаимоотношений с Евросоюзом официальный Минск живет уже десяток лет. А потому этой мерой «изоляции» нашу страну трудно удивить или напугать.
Поэтому прения затронули и другие вопросы – пересмотр сотрудничества с нашей страной в различных сферах деятельности и возможное ограничение (плодотворной для обеих сторон) экономической кооперации.
Однако единства в методах и силе воздействия на Беларусь достичь собравшимся все же не удалось. Более того, некоторые участники совещания посчитали введение санкций против нашей страны – государства в центре Европы – ошибочной мерой. Такого мнения, к примеру, придерживаются итальянские дипломаты. Как известно, правительство Италии неоднократно предлагало своим партнерам по ЕС отменить всякие санкции против Беларуси и строить впредь отношения в русле политики добрососедства. С большой осторожностью к вопросу изоляции нашей страны относятся также Испания, Португалия, Литва.
Эти страны считают, что практика санкций уже неоднократно демонстрировала: с помощью давления нельзя добиться желаемого результата. Гораздо эффективнее работает открытость и конструктивный диалог.
Данный факт расхождения во мнениях – еще одно свидетельство тому, что Евросоюз неоднороден и там есть разные силы, исповедующие разные приоритеты.
Кому-то очень не хочется видеть в центре континента нового сильного и независимого игрока, которым становится наша республика. Следовательно, в этой ситуации выход им видится один: расшатать ситуацию в Беларуси и поставить у ее руля подконтрольного человека.
А кто-то выступает за то, чтобы в сердце континента царил порядок и стабильное развитие. В мире, где и так все не слишком спокойно, зачем создавать новые очаги напряженности, тем более в собственном европейском доме? – считают они.
Чья позиция более дальновидна и созидательна, очевидно.
Однако чей голос в конце концов возобладает, станет ясно в последний день января, когда за одним столом соберутся министры иностранных дел стран — членов ЕС. Именно этой «судейской коллегии» предстоит вынести «приговор» нашей стране.
Впрочем, введение карательных мер, на которых настаивают Германия, Швеция и некоторые другие европейские государства, станет возможным только в том случае, если на это согласятся все 27 стран Евросоюза.