В Беларуси начал работу единый портал государственных электронных услуг.
В Беларуси начал работу единый портал государственных электронных услуг.
Рассказывает Сергей Гусаченко: В перечне жизненных событий, по которым оказываются услуги, - свыше 50 позиций: от кредитования, иммиграции и выхода на пенсию до слияния бизнеса, получения паспорта и смены имени. Разные сферы жизни и все госучреждения теперь на одном портале. За справкой, уверяют его создатели, вскоре не нужно будет ходить - достаточно лишь пару раз кликнуть мышкой.
(Вадим Киселев, заместитель заведующего отделом Института прикладных программных систем: "Человеку необходимо будет зарегистрироваться на портале. Авторизоваться одним из приведенных способов, заказать необходимую услугу при наличии средств на лицевом счету пользователя".)
Услуга будет оказана пользователю в течение максимум двух минут. Необходимая справка появится на мониторе компьютера. В пополнении лицевого счета также ничего сложного - подойдет банкомат или инфокиоск. Вместо кабинета чиновника у посетителя появится свой личный кабинет.
(Александр Корженевский, директор Института прикладных программных систем)
Единый госпортал, по сути, - общая точка доступа ко всем министерствам. Главный посредник в оказании комфортных и, главное, быстрых услуг. Справки, заявления, регистры, реестры... Ресурс разработали за полгода, хотя подготовка заняла времени куда больше, и запустили с 3 января. В первый же день - более 6,5 тысячи посещений, причем не только из Беларуси. Но зарегистрироваться для использования главных сервисов пока невозможно. Технологически единый госпортал готов предоставлять все услуги уже сегодня. Однако работает в основном в справочном режиме. Развитие информационных технологий опередило формирование нормативно-правовой базы. Оказывается, термина "электронная государственная услуга" или, скажем, "электронная справка" в белорусских законах вообще не существует. И получение любого документа предполагает написание заявления и предоставление услуги именно в бумажном виде. Но если справку выдает машина, а не человек, чиновники пока не знают, как рассчитать затраты, а значит и ее конечную стоимость. Чтобы оказывать услуги в режиме реального времени, необходимо внести изменения в ряд законодательных актов, начиная с Гражданского кодекса. В Европе и США электронное правительство уже успешно функционирует, позволяя не только сократить нахождение в очередях и нагрузку на чиновников, но оградить их от лишних соблазнов.
(Александр Корженевский, директор Института прикладных программных систем: "Это позволяет сократить случаи взяток, подарков, затягиваний, волокиты".)
В данный момент на портале доступно около 100 услуг. Большая часть из них не требует регистрации пользователя. В перспективе число перейдет на тысячи. Ведь интегрировать любую услугу любого ведомства в работу портала можно всего за 2-3 недели. Оценить особенности перспективного проекта можно, набрав адрес portal.gov.by.