Территория доброты

Источник материала:  

Домом, где согреваются сердца, стала для учащихся Копыльская вспомогательная школа-интернат

Первого сентября сюда не приводят за ручку первоклашек мамы и папы. Воспитанники школы – дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, а также с особенностями психофизического развития. Для всех них бывшее родовое поместье семьи Наркевич-Йодко в деревне Калиновка, представитель которой Якуб – ученый с мировым именем, стало территорией доброты. Даже в годы Великой Отечественной войны здесь находился сиротский детский дом, который впоследствии был преобразован в Копыльскую вспомогательную школу-интернат.

По словам директора школы Марины Крепской, в настоящее время в тринадцати классах обучается сто тридцать один учащийся. С учетом нынешней непростой демографической ситуации в регионе вполне приличное учебное заведение. Однако его статус не позволяет подходить с обычными мерками. Занятия, например, проводятся по специальной учебной программе, для старшеклассников предусмотрена углубленная социальная и профессиональная подготовка. Поэтому вместе с аттестатом зрелости учащиеся получают также свидетельство востребованных на селе профессий плодоовощевода и животновода. Практику будущие аграрии проходят в шефствующих над школой СПК «Луч» и «Лесное» и в собственном подсобном хозяйстве. За учебным заведением закреплено около ста гектаров земли, имеются небольшие коровник и свинарник. В отдельных вольерах содержатся коза, индоутки, кролики, куры, экзотические вьетнамские свинки и даже павлин, за которыми ухаживают ребята.

В общем, трудотерапия является органическим дополнением к учебному процессу и не рассматривается как что-то второстепенное. Администрация школы во главу угла ставит именно максимальную адаптацию воспитанников к самостоятельной жизни в обществе и, насколько мог убедиться, успешно справляется с поставленной задачей. Наблюдая, как те сноровисто и с любовью управлялись со своим хлопотным хозяйством, невольно ловил себя на мысли, что ничем они, в принципе, не отличаются от сверстников из благополучных семей. Да и на уроках в прекрасно оборудованных учебных классах не ощущалось большой разницы. Разве что школьная программа была скорректирована с учетом особенностей учащихся, а сами учителя были, создалось впечатление, терпеливее и добрее коллег из обычных школ. Ведь, по большому счету, они не только предметники, но одновременно и тонкие психологи ранимой ребячьей души. Честно говоря, не всякий дипломированный педагог способен работать в столь специфической среде. Как призналась Марина Крепская, подбор персонала – самое, пожалуй, сложное и ответственное дело. Даже более высокая по сравнению с обычными школами заработная плата не является зачастую решающим аргументом в пользу такого выбора. Здесь определяющими являются другие критерии, которые, если кратко, сводятся к одному: ребят просто надо любить со всеми их недостатками и особенностями психофизического развития.

Так, как это вот уже на протяжении многих лет делает председатель голландского фонда «Детские дома Беларуси» Мария Элизабет Схраверус. Имя этой замечательной женщины буквально витало в гулких школьных коридорах, а портрет с рассказом о проводимой фондом работе помещен в фойе рядом с директорским кабинетом. Сотрудничество с этой зарубежной общественной организацией, инициатором которого выступила госпожа Схраверус, началось в 2003 году в рамках реализации «Агросоциопроекта». Суть его, если кратко, сводится к четырем основным постулатам:

профессиональная подготовка к производственному труду, которая позволит выпускникам школы-интерната успешно работать на объектах сельскохозяйственного производства;

формирование положительных личностных качеств учащихся, умение работать в коллективе;

воспитание у учащихся мотивированного отношения к труду;

воспитание самостоятельности и ответственности.

За этими сухими строчками – сопереживание, искреннее участие в судьбе ребят, которые после окончания школы должны стать полноправными членами общества. И очень, согласитесь, символично, что с такой благородной миссией на Копыльщину приехали голландцы: милосердие, как известно, не знает границ. За счет средств фонда была приобретена сельскохозяйственная техника, заложен молодой сад, создано мини-хозяйство. Причем, обратите внимание, госпожа Схраверус лично участвовала в претворении в жизнь всех этих планов. Марина Крепская рассказывала, что всякий раз по приезде в школу голландка тут же, переодевшись в рабочую одежду и надев резиновые сапоги, обычно направлялась инспектировать подсобное хозяйство. При этом вникала во все тонкости, любая мелочь не ускользала от ее взора, а нередко и сама помогала ребятам ухаживать за животными. Заправский животновод, да и только, несмотря на педагогическое образование.

Причина, однако, еще и в том, что деньги, как известно, счет любят, и госпожа Схраверус хотела лично убедиться в эффективности вложенных средств. Судя по всему, на сей счет у нее не возникло никаких сомнений. В противном случае вряд ли голландцы согласились бы на продолжение участия фонда в этой благотворительной акции. Причем лично Мария Элизабет предложила идею самостоятельного проживания детей. За счет фонда в деревне Калиновка был приобретен добротный дом, в котором под присмотром воспитателя сейчас живут двенадцать учеников одиннадцатого класса. Ребята готовят себе пищу, убирают комнаты, стирают одежду… Словом, ведут самостоятельную взрослую жизнь, успешно совмещая домашние заботы и хлопоты с учебой в школе.

Следующим этапом в рамках реализации проекта предусматривалось проживание детей в отдельном доме на территории школы-интерната. К его строительству приступили в минувшем году. Возводился на средства фонда и местного бюджета при активном участии управления образования Минского облисполкома. В ноябре этого года ребята справили в нем новоселье. Это двухэтажное здание со всеми удобствами, в котором имеются четыре комнаты на двенадцать жилых мест. Воспитанники чувствуют себя здесь комфортно и по-семейному, а уж администрация школы позаботилась о том, чтобы он действительно стал домом, где согреваются сердца. При этом подумалось, что таковой, в общем-то, является в целом школа-интернат, где забота о детях-сиротах и инвалидах не декларация, а объективная реальность.

Марина Крепская рассказала, что до конца нынешнего года на территории учебного заведения будет заложен еще один четырехквартирный жилой дом. Он будет одноэтажным с отдельными входами и предназначен для проживания детей-сирот, которые окончили школу, но по разным причинам не смогли трудоустроиться. В нем ребята смогут постоянно проживать, им будет предоставлена работа в школе, а если пожелают сменить место жительства, никто в этом не будет чинить препятствий. Кроме того, в перспективе планируется строительство вместе с голландцами семейного общежития и жилья для сотрудников школы. Ведь педагоги добираются к месту работы из соседних деревень и райцентра, до которого, между прочим, восемнадцать километров. Так что возведение дома для персонала позволит решить в том числе и эту острую проблему.

— Это единственный в республике проект такого рода, — подчеркнул начальник отдела образования Копыльского райисполкома Алексей Абросимов, — и его реализация будет означать грандиозный успех.

Говорят: цель оправдывает средства. Цели у коллектива Копыльской вспомогательной школы благие. Поэтому и вложенные средства, в том числе и из голландского фонда, вполне оправданны. Анализ показывает, что за последние пять лет 90 процентов выпускников школы получили профессию, были трудоустроены и в настоящее время успешно работают, в основном на предприятиях агропромышленного комплекса.

На снимке: с новосельем!

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

←Колеса диктуют вагонные. И где лучше увидеться нам, как в песне поется, и кого вспомнить добрым словом за комфорт в вагоне

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика