Ливерпуль в голове
13.12.2010
—
Новости Общества
11 декабря в Молодежном театре эстрады состоялся концерт в двух отделениях под названием «Путешествие на родину The Beatles». Обещанный вояж вышел метафизическим - зрителей свозили в СССР, в волнительный мир ВИА 1970-х гг., а потом действительно показывали им Ливерпуль до тех пор, пока не завис компьютер с проектором.
Вышедший на сцену в качестве конферансье Дмитрий Подберезский откровенно наслаждался своей ролью человека-энциклопедии (он действительно автор первой белорусской поп-музыкальной энциклопедии) - сильно не концентрируясь на ливерпульской четверке, но подробно и с искренней нежностью рассказывая об участниках концерта. Особенно трепетным получилось повествование о волнительной судьбе ВИА «Зодчие», образованном в 1968г. студентами минского «политеха». «А ситуация с бит-музыкой в Беларуси 1960-х гг. была очень сложная - играть позволялось либо народные песни, либо музыку без слов, либо исполнять песни советских композиторов. Кстати, именно группа «Зодчие» первой спела «Касіў Ясь канюшыну» на рок-н-ролльный манер! Еще они могут считаться первой группой, которая возрождала белорусский - они часто именовали себя «Дойліды», это очень цепляло, все сразу говорили: что такое «Дойліды»?»
Подберезский вспомнил и о том, как группа прогремела на весь СССР после участия в шоу «Алло, мы ищем таланты!», не преминув уточнить, что «за вечер каждый музыкант зарабатывал 56 рублей! А стипендия тогда была 30! То есть, как мы понимаем, у них со всем был порядок - в т.ч. и с инструментами».
В общем, вначале мероприятию был задан уютный формат кинолектория 70-х, посвященного бит-музыке и тайно проходящего в подвале какого-нибудь Дома культуры. Атмосферу поддержали и музыканты из «Зодчих». Выйдя на сцену в цветастых «хипповских» рубашках и галстуках, довольно-таки немолодые участники ВИА сообщили, что их программа называется «Назад в СССР», после чего вдарили на разудалый ресторанный манер песню «O-bla-di, O-bla-da». В общем-то, у них получилась не лишенная какого-то романтического шестидесятнического задора программа в стилистике «песни Beatles глазами наших родителей». Музыканты подтвердили это предположение, уважительно отметив, что «если бы не «Битлз», наше поколение бы не пришло в музыку таким путем, как пришли мы». Это была очень нежная, полная трепета советская версия «Битлз» - архаичная и трогательная. Именно так, чуть более цветасто и аляповато, чуть более пафосно и трепетно звучали «Битлз» для советских меломанов - помимо музыки, в них все-таки было кое-что еще, и это избыточное «еще» выдавало себя то в витиеватых джазовых фортепианных соло во время исполнения «Yesterday», то в особенно проникновенном отношении к песне «Назад в СССР».
Вызвав уважительные овации, «Зодчие» удалились, предоставив сцену молодой группе The Apples, которые тут же отметили, что им «приятно выступать после таких динозавров». Это был уже абсолютно иной, юношеский и энергичный подход к творческому наследию «Битлз». Вообще, любопытно проследить за тем, насколько по-разному различные поколения воспринимают эту группу - если для старших «Битлз» все же являются магическим окном в иной мир и потрясающими душевными мелодиями, то для молодежи это все-таки в первую очередь рок-н-ролл. Молодежь предпочитает исполнять песни Леннона («Hard Day’s Night», «Help», «You’ve Got To Hide Your Love Away»), потому что он все же бунтарь и скандалист; битломаны постарше тянутся к нежным мелодиям Маккартни («Yesterday», «Hey Jude»). Исполняя в основном совсем ранние вещи «Битлз», The Apples удивительно достоверно копировали их студийный саунд - получалось потрясающе плотно и интенсивно (зал мигом вскочил и начал танцевать), хотя в этом была своеобразная ирония: на сцене «Битлз» очень редко звучали похоже на свои студийные записи. Когда музыканты заиграли «Twist and Shout», атмосфера подпольного лектория превратилась в сцену из фильма «Стиляги»: в пафосном театральном зале люди всех возрастов радостно визжали и скакали под любимые песни.
Во время антракта серьезные взрослые меломаны, деловито изучая разложенные на небольшом торговом прилавочке диски «Битлз», обсуждали юношеский коллектив. «Очень неплохо! Да, играют качественно!» - серьезно качали они головами. «Возьмите Beach Boys «Pet Sounds»! - тем временем уговаривал кого-то ушлый продавец. - Между прочим, Пол Маккартни говорил, что это один из величайших альбомов в истории музыки. И когда он его услышал, он после этого поменял все свои взгляды на музыку!» «Ну бери, бери диск!» - расплачивалась какая-то женщина за мужа, купившего битловский сборник «Past Masters». Потом улыбнулась продавцу и пожала плечами: «Что поделать, он у нас фанат!»
После антракта, собственно, и началось долгожданное «путешествие». Группа Flat в 2007г. выступила в Ливерпуле на ежегодном «Битлз-фестивале», только почему-то это не было предано широкой огласке. Через три года коллектив вдруг решил отчитаться за содеянное. Зрителям показали веселенький фильм про Ливерпуль - там музыканты гуляли среди роскошных ливерпульских доков, фотографировались с уличными двойниками Леннона и играли под низенькими сводами реконструированного клуба Cavern. На самом интересном моменте видео «зависло», - но кажется, так и нужно было. «А что проектор нам не показал, то музыканты сейчас сами допоют!» - объявил Подберезский, вызывая на сцену Flat.
Группа действительно выступила в жанре музыкального путешествия. Вначале они ввели зрителей в курс дела, исполнив «самые яркие песни ливерпульского бита», которые и вдохновляли «Битлз» на музыкальные подвиги. Потом, немного попев самих «Битлз», особенно напирая на блюзовую их составляющую, Flat перешли к описанию «других музыкантов, которые тоже играли в клубе Cavern», - зрители аплодировали, услышав знакомые имена - Queen, Элтон Джон, Kinks и даже The Who. Oasis знали не все, а вот Arctic Monkeys не знал никто. «Это просто совсем молодая группа», - смутились Flat, обнаружив, что битломаны Минска не слушают Arctic Monkeys, после чего прозвучала песня Oasis «I’m Out Of Time» просто потому, что «Oasis во многом похожи на «Битлз» и исповедуют те же принципы, пускай их музыка и более меланхоличная». Прозвучала и композиция Kinks «Sunny Afternoon», опять же не всеми единодушно узнанная.
После этой концептуальной программы, к удовольствию зрителей, наконец-то зазвучали любимые хиты «Битлз». Под «Can’t Buy Me Love» выяснилось, что, кроме заслуженных пожилых меломанов, в зале полно юных девиц, которые чуть что - тут же готовы танцевать и петь, кружась в проходах между креслами. «О, как орут девки! Громче музыкантов!» - удовлетворенно говорила одна гардеробщица другой. Стало быть, мероприятие удалось.