Трип по внутренним ландшафтам

Источник материала:  


В Музее современного изобразительного искусства в рамках крупной республиканской выставки «Земля под белыми крыльями» демонстрируется концептуальный проект «Внутренние LANDшафты».

С первых метров зритель становится «соучастником» выставки: он и объекты играют друг с другом, словно ходят друг к другу в гости. Художники дают лишь отправные точки для чувств и мыслей. Такое невозможно на выставке картин - там нет никакого «соучастия», мы так или иначе заперты один на один с авторским замыслом.

Алена Атрашкевич собирает «Мечту о море» из советских ковров, шкур животных, рекламы горчицы и схем движения поездов. Ее инсталляция - палатка на пляже, напоминающая ямальскую юрту. Внутри на мягкой подушке стоит стеклянный телефон старой, «ленинской» модели. Такой расклад, вероятно, хорошо знаком тем, кто отдыхал в Крыму «дикарем».

Большой зал музея причудливо обставлен заросшими мхом пчелиными ульями - авторство группы белорусских художников «Позитивные действия» (Павел Войницкий, Сергей Завиженец, Дарья Ивановская) и шведа Кристофера Пауэса. Инсталляция «Искусственный мед (Making honey)», надо думать, связана с корнями, отсылает к архаике, но вмонтированные в ульи маленькие телевизоры (которые, кстати, показывают совсем не «Ежика в тумане») создают неожиданный контраст соседства изысканного и грубого. Только что тут грубое, а что изысканное - каждый поймет по-своему.

Судя по звукам, доносящимся из ульев, в них живут птицы. Птичьи мелодии заглушает птичий же резкий хлопот крыльев - он исходит от, пожалуй, самой грустной инсталляции «Неограниченные возможности и возможные ограничения» с упершимся в потолок шаром. Выставка на этом этапе дает понять, что в какой-то мере уже произвела переоценку старого арсенала художественных средств, привела их в согласие с общим современным смыслом.

На втором этаже - проект Игоря Савченко «Подписи к снимкам», он также о «внутреннем пространстве», только о пространстве воображаемом. Как постиранное белье, он «развешивает» бумажки с фразочками, которыми отсылает своих зрителей в удивительные места. Это фотографии того, что никогда не может быть сфотографировано, например «Облако, уверенное, что оно было всегда». Там же разместился и стеклянный «Чистый глаз» Дениса Барсукова. Работа посвящена чистой красоте, красоте души, которая освещает все, что ее окружает.

Мысль художников ясна: они верят, что таким искусством вызовут у зрителя только хорошее настроение. Для доказательства теоремы на втором этаже представлен проект-исследование «Социальная графика». В свободном доступе вся документация и альбомы-дневники, которые вели участники эксперимента. Можно открыть первый попавшийся альбом и прочитать, как им было нелегко. «Этим проектом мы хотим сказать, что белорусское искусство может существовать не только в виде «прекрасных объектов для любования» - картин на стенах и скульптур на подставках, но и быть «каким-то другим». «Документация - это одно из средств современного искусства, так же как, например, живопись. Размазывание пигментов на куске холста, складывание в папочку букв - это две техники, которые имеют одинаковое право на существование, одинаково используются в качестве оружия современными художниками», - говорит участник проекта Павел Войницкий.

Все-таки главным для художников на выставке было отобрать как можно больше пространства у музея. Так, темное место под лестницей превратилось в место для медитации. Ради этого они использовали последние ноябрьские листья и спроецировали на стену морской пейзаж.

В малом зале музея расположился проект Сергея Ждановича Camera obscura - еще одна прекрасная работа с «музейным ландшафтом». Пространственная инсталляция предлагает возможность бесплатного похода в кинотеатр. Жаль, вечером в камеру можно было разглядеть лишь огни большого города.
←Кандидат в президенты Белоруссии Романчук попал в ДТП

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика