США – Беларусь: Новая страница отношений
Наша страна сегодня демонстрирует высший уровень глобальной геополитической игры
Итак, свершилось. Беларусь решила свою последнюю проблему на мировой арене с Западом, начав выстраивать позитивные отношения с США. Теперь уже всем очевидно, что ЕС обречен на улучшение отношений с Беларусью в силу новых трендов, появившихся на мировой арене в связи с событиями на Кавказе в августе 2008 года и мировым кризисом, начавшимся в 2008 году. Одной из главных интриг для многих было, почему США не идет по тому же пути? Для объяснения этого необходимо проанализировать много факторов.
Во-первых, США чувствовали себя оскорбленными из-за сокращения Беларусью штата их посольства в Минске в семь раз. Это не тот формат действий, который, в соответствии с центральным статусом США как лидера однополярного мира, могла себе позволить такая маленькая страна, как Беларусь, с точки зрения американской правящей элиты. Естественно, что и осуществлять те действия, которые американское посольство воплощало в жизнь до этого в Беларуси (сбор информации, вдохновение оппозиции на «цветную революцию» с оказанием материальной и информационной поддержки), тоже оказалось невозможно с таким мизерным штатом. В новой ситуации, когда США утратили свой глобальный статус центра однополярного мира в связи с формированием многополярной конфигурации с 2008 года, прежние претензии уходят в прошлое, поскольку возможности небольших стран в условиях многополярности возрастают. США приходится запасаться терпением, еще ранее для них абсолютно не свойственным, и, более того, учиться учитывать не только свои национальные интересы, но и входить в положение других стран. Во-вторых, в ситуации до 2008 года Беларусь была последней европейской страной, в которой США не удалось реализовать, частично или полностью, свои геополитические интересы. Отсюда и интенсивность давления на руководство Беларуси с конца 1996 года. После ключевых изменений глобальной геополитики в 2008 году речь больше не идет о «цветных революциях» как факторе глобальной западной геополитики. Их время полностью прошло, а в странах, где они состоялись, результаты настолько неутешительны, что не могут вдохновлять на новые «цветные революции» оппозицию в других государствах при отсутствии прежней заинтересованности Запада. В-третьих, Беларусь оказалась в ситуации, схожей с той, в которой оказались десятки стран мира, — в новой глобальной обстановке американцы просто перестали интересоваться многими государствами, в которых у них были ранее серьезные интересы. В обстоятельствах перманентного экономического кризиса и нарастающего национального долга США больше не могут преследовать свои цели по всему миру. Им необходимо делать выбор направлений, на которых приходится концентрировать оскудевающие с каждым годом ресурсы, чтобы сохранять хоть какие-то серьезные позиции на мировой арене. Среди этих направлений главенствуют три — выход с минимальным ущербом из развязанных предыдущим президентом США войн в мусульманских странах, перенос основного акцента на действия в Тихоокеанском регионе, в котором растут мощнейшие конкуренты США — Китай и Индия и в который перетекают основные товарные потоки и мировой экономический потенциал, и борьба с распространением ядерного оружия. Последнее объясняется также двумя факторами: прозаическим расчетом, в соответствии с которым США, как главный источник вмешательства во внутренние дела других стран в течение последних десятилетий, будут и главной мишенью желающих расквитаться, если ядерное оружие будет распространяться бесконтрольно; и особенностями биографии нового американского президента. Б. Обама еще до вступления в должность имел репутацию борца за сокращение угрозы ядерной войны и последовательно выдвигает инициативы на этом направлении. В результате целые регионы мира остались без прежнего уровня присутствия и вмешательства Соединенных Штатов. Особенно это заметно в Центрально-Восточной Европе. Прежняя поддержка США, безусловно оказываемая Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и странам Балтии, позволяющая им в определенной степени влиять на политику крупнейших экономик Европейского союза при прежнем президенте Дж. Буше-мл., после прихода к власти президента Б. Обамы практически испарилась. Новые члены ЕС остро переживают эту потерю. Сокращает свое присутствие США и в Африке, где не в силах дальше выдерживать конкуренцию с Китаем. Далека от прежней и степень вмешательства США в дела латиноамериканских стран. При этом постепенный уход из этого, когда-то ключевого для Соединенных Штатов, региона начался еще задолго до событий 2008 года, поскольку перенапряжение в связи с несоответствием поставленных амбициозных глобальных целей реальным возможностям США сказывалось уже и тогда.
При отсутствии прежних амбиций и ресурсов США просто заморозили прежние отношения с Беларусью на этапе 2008 года, как и со многими другими странами мира, не имея денег на новые аналитические разработки по изменению отношений и не видя реальных бонусов от этого. Поэтому время от времени американские дипломаты просто зачитывали прежние тексты времен 1996—2008 годов, осуждающие Беларусь за тот или иной аспект ее внутренней или внешней политики. Чтобы изменить ситуацию, оказались необходимы нетривиальные ходы белорусской дипломатии. Часть из них проистекала из внутренней логики развития белорусской внешней политики, часть оказалась реализована исходя из поиска общих интересов с США, способных переломить прежнее негативно-субъективное отношение американской элиты к Беларуси. К первой группе факторов необходимо отнести белорусско-венесуэльские и белорусско-китайские отношения. Беларусь оказалась способна на такой сильный и неординарный ход, как привезти латиноамериканскую нефть для переработки на своих нефтезаводах, расположенных в Европе. Этот ход вывел Беларусь на более высокий уровень геополитики, поскольку число стран, способных менять направления глобальных потоков нефтяных поставок, в мире ограниченно. Это высший уровень глобальной геополитической игры, и США не могли не заметить этого. Вышли на новый уровень и белорусско-китайские отношения: от обычной политической поддержки Беларуси КНР перешла к десяткам миллиардам инвестиций в белорусскую экономику, демонстрируя, что становится новым фактором глобальной геополитики и в Европе. Китайские инвестиции, способные приходить в огромных объемах в этот регион, как это продемонстрировала Беларусь, являются предметом вожделения многих европейских экономик, не способных их получить без улучшения уровня отношений с КНР. На это улучшение, видя позитивный белорусский пример, уже пошла Греция. Это поставило США перед прагматичным выбором: или по-прежнему делать вид, что в белорусско-американских отношениях ничего не надо менять, или переходить к восстановлению нормальных отношений со страной, влияние которой на мировую геополитику с каждым годом усиливается. Ко второй группе факторов относится выход Беларуси непосредственно на уровень, способный привлечь внимание президента США, исходя из его интереса к тематике ядерного фактора. Запасы высокообогащенного урана, сохранившиеся с советских времен, оказались вполне кстати. Только по непосредственному указанию президента США госсекретарь США 1 декабря 2010 года могла выступить с заявлениями, которые кардинально отличаются от прежней позиции США по отношению к Беларуси. В них мы видим и поддержку решения о выводе запасов урана, и приглашение на саммит 2012 года по вопросу ядерной безопасности, и поддержку решения строительства атомной станции в Беларуси. При этом американская сторона не могла не отдавать себе отчет, что подобные положительные заявления о деятельности Беларуси на таком высоком уровне со стороны США накануне президентских выборов в Беларуси будут однозначно расценены в мире как поддержка кандидатуры действующего Президента страны.
Таким образом, Беларусь обезопасила себя со стороны наиболее проблемного ранее для нее геополитического игрока — США, не поступившись никакими серьезными интересами. Представить себе миролюбивых белорусов, мастерящих нелегальную атомную бомбу в центре Европы из своих запасов высокообогащенного урана, в любом случае было невозможно. Использовать эти запасы во внешнеполитических целях гораздо прагматичнее. Это открывает новые возможности и по притоку американских и в целом западных инвестиций, со стороны инвесторов, успокоенных снижением напряжения в белорусско-американских отношениях, и новых технологий, и новых возможностей по еще быстрому развитию отношений Беларуси с ЕС.
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук