Теплый ветер с Финского залива
Промышленники Санкт-Петербурга готовы сотрудничать с Беларусью вне зависимости от политической конъюнктуры
В Петербурге сейчас трудно рассчитывать на теплый прием. Ледяной ветер гонит с Невы стужу, от которой замерзают автомобили и люди. Смотришь — и видишь холодный зимний город, где каждый идет по улице, высоко подняв воротник и опустив глаза. Но первое впечатление обманчиво. Северная столица умеет хранить дружбу теплой и ценить надежные партнерские отношения. Прагматичный производственный расчет здесь органично уживается с давними чисто человеческими контактами, над которыми не властны информационные вьюги. Вопреки всем стрелам, которые пущены в сторону Беларуси в последние месяцы, промышленники и предприниматели Петербурга имеют о нашей стране собственное мнение. Глубинное, искреннее, никак не связанное с градусом за окном и отметкой политического термометра в отношениях между двумя странами.
«Мы не ощущаем никаких препонов…»
Завод «Звезда», легенда и крупнейший в России производитель высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения, работает с нашей республикой давно и продуктивно. Сфера интересов бывшего оборонного предприятия до сих пор распространялась по большей части на Белорусскую железную дорогу. Точнее, маршрутные дизель-поезда, двигатели которых требуют профилактического ремонта и поэтапной замены. Однако в последние несколько лет сотрудничество в рамках союзных программ вышло на более высокий уровень. Инженеры «Звезды» разработали платформу принципиально нового двигателя, который может применяться как в железнодорожном транспорте, так и в большегрузных самосвалах уровня БелАЗа.
— Он создается на основе глубокого технического маркетинга тех новинок, которые представляют на рынке ведущие производители. Мы можем гарантировать, что данный двигатель будет абсолютно паритетен с западными конкурентами по основным показателям. Во главу угла поставлена экологичность модели: как вы знаете, в 2005-м нормы круто изменились, и теперь соответствие им во многом определяет судьбу конечного продукта. Нам бы очень хотелось, чтобы в адаптации этой пока еще сырой разработки для БелЖД и БелАЗа обязательно участвовали белорусские предприятия и научные учреждения, — говорит Павел Плавник, генеральный директор ОАО «Звезда». — Белорусский рынок сам по себе очень интересен, на нем заметны движение и обновление. Поэтому мы очень бы хотели попадать во все новые проекты, которые будут реализовываться в вашей стране. Причем конечный продукт необязательно должен продаваться на белорусском рынке: например, БелАЗы сегодня знают и берут во всем мире. Бесспорно, это потрясающая техника! Нам было бы приятно осознавать, что на таких гигантах стоят наши двигатели.
Продукция питерского завода технически сложна и очень зависима от уровня квалификации обслуживающего персонала. В этой части отзывы о белорусских специалистах самые высокие. Как, в принципе, и отзывы россиян о нашем рынке…
— Никаких препонов или давления в республике мы не ощущаем, работа с белорусскими партнерами поставлена на серьезные долгосрочные рельсы. Хотя некоторая замкнутость и ориентация вашего рынка на отечественную продукцию присутствуют. Но это, скорее, можно отнести к особенностям экономической модели. Тем не менее двигатель — это полноценный двусторонний проект в рамках Союзного государства, который, я надеюсь, будет совместно разрабатываться и выпускаться, — уверен Павел Плавник. — Сколько нужно времени, чтобы поставить такой двигатель на конвейер? Трудно назвать точную дату. Мы уже получили от белорусского автозавода технические требования на карьерный самосвал грузоподъемностью 120 тонн и выше. Прошли две рабочие встречи специалистов по уточнению техзадания. Кроме того, на маршрутных дизель-поездах в Беларуси почти год обкатывались два пробных двигателя. Сейчас по ходу поступивших замечаний идет их доработка.
…За все то время, что мы беседовали, осматривали цеха завода, говорили о конъюнктуре мирового рынка дизелестроения и емкости белорусского, не было произнесено ни одного слова о конъюнктуре политической. Мол, мы с вами сейчас не очень дружны, так что все проекты временно на холостом ходу. Эта тема даже не витала в воздухе. Видимо, потому, что политические интриги и реальное производство — вещи разного порядка. Как мухи и котлеты, которые в России принципиально отдельно.
«Как ездил в Беларусь, так и езжу»
Примерно такие же настроения царят и в Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, объединяющей 76 крупнейших заводов и производств города. А это ни много ни мало 40 процентов работающих в промышленности Северной столицы.
— Говорите, отношения испортились. Я этого не заметил: как ездил в Беларусь, так и езжу. Политика политикой, а производство нужно загружать, поэтому ругаться нам некогда. А если НТВ заняться нечем, то это проблема отдельно взятого канала. Так что не надо нас с ними ассоциировать, — категоричен Алексей Могильный, генеральный директор Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, лауреат премии Правительства России. – Думаю, не стоит спорить, кто из нас ушел дальше: Россия или Беларусь. Просто нашими странами накоплен несколько разный опыт как в приватизации, так и в манере хозяйствования… Нужно ориентироваться на Европу и конкурировать с ней. Мне неприятно видеть, как по нашим дорогам сегодня бегают те же грузовые «скании», когда построен свой завод «Яровит». Построен, по сути, белорусскими специалистами, которые пришли сюда с МАЗа. Если по существу, то ваша страна всегда была сборочным цехом. Поэтому сегодня необходимо на новом витке восстановить и упрочить эти старые, проверенные годами связи. В Санкт-Петербурге есть множество предприятий, которые успешно сотрудничают с Беларусью: та же «Звезда», «Авангард»… Но мы не стоим на месте. Ассоциация проводит постоянный мониторинг и интересуется, кто хотел бы наладить контакты с вашей республикой. В конце этого года состоится очередной форум, на котором мы суммируем все пожелания петербургских промышленников и не далее как в первом квартале 2011-го посетим с деловым визитом крупные производства Беларуси. Направлений взаимного интереса у нас немало. Это и радиоэлектроника, и дизелестроение, и АПК, и гидроэнергетика… Считал и считаю, что можно полнее задействовать ресурс белорусских предприятий на условиях субконтрактинга.
Алексей Могильный не понаслышке знает, чем живет современная Беларусь. Почти каждый месяц он бывает здесь у родственников, общается с коллегами из областных центров, видит быт и достаток сельчан. Искренне удивлен и по-хорошему завидует белорусским агрогородкам, традиции «Дожинок» с их практикой реконструкции малых городов, а также той неоценимой поддержке, которую государство оказывает предприятиям легкой промышленности. Белорусские специалисты выезжают на обучение за рубеж, закупается новое оборудование, эффективно работают многие отраслевые программы. Потому и трикотаж из Синеокой пользуется спросом в СНГ. Россия же все больше завозит китайское волокно, год от года теряя прежние объемы, которыми раньше гордился СССР. Заслуженный текстильщик России, Могильный знает, о чем говорит.
В союзных программах – десятки предприятий
В Союзе промышленников и предпринимателей Петербурга тоже не склонны делать далеко идущих выводов из недавней полемики в верхах. Заключен уже второй договор о техническом, научном и культурном сотрудничестве Беларуси и Санкт-Петербурга. И это не просто бумага, скрепленная подписями с обеих сторон и спрятанная в архив. Это живой документ, в выполнении которого реально заинтересованы десятки предприятий в России и Беларуси.
— Что нравится в этом сотрудничестве россиянам? Доброжелательность и порядочность белорусов, их искреннее стремление к восстановлению нарушенных связей. Заметна и конструктивная позиция белорусского государства. Отмечу высокий уровень встреч с обеих сторон: с российской это, как правило, губернатор Валентина Матвиенко, с белорусской — премьер-министр Сергей Сидорский. Отсюда и конкретика в выполнении взаимных договоренностей, живой диалог, — говорит Валерий Валентик, директор по внешнеэкономическим связям Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. – Не скрою, есть и сложные моменты, обусловленные разной системой хозяйствования. Скажем, если у нас предприятия полностью самостоятельны — вплоть до отправки товара за границу, то у вас ситуация несколько иная. Когда наши предприниматели начинают напрямую работать с белорусскими предприятиями, те подчас отправляют партнеров за согласованиями в профильные министерства и концерны. Но это решаемые моменты. Новый договор о сотрудничестве до 2012 года показал, что диапазон двустороннего интереса огромен: в союзных программах задействованы десятки предприятий и организаций. Модернизация белорусской энергетической системы, прокладка кабельных линий высокого напряжения, цифровое ТВ-вещание, создание совместного центра по микросистемотехнике, разработка новых лазеров и автоматических линий – это лишь некоторые штрихи к общему портрету. Можно много говорить о политических экивоках, но, как видите, это никак не отражается на общем градусе отношений промышленных кругов двух стран. С Финского залива в сторону Беларуси дует теплый ветер.
Санкт-Петербург—Минск
-------------------------------------
На снимке: Павел ПЛАВНИК: «Белорусский рынок сам по себе очень интересен».