На безымянной высоте
Сайты госорганов и госпредприятий еще не полностью соответствуют нормам национального законодательства
Во всем мире сайты предприятий давно перестали выполнять роль просто «визитных карточек». По сути, они стали средой обитания бизнеса. Ни одна приличная компания не задумывается, зачем ей Интернет. Только для одного – увеличивать продажи, обеспечивать удешевление расходов по продвижению своих услуг, своей продукции. В минувшем году глава государства выступил с острой критикой белорусского сегмента сети Интернет. В частности, он прямо указал белорусским промышленникам на необходимость использования веб-ресурсов для проникновения на внешние рынки. Ведь сайт — это фактически тот же маркетинговый инструмент, хотя для большинства отечественных компаний он в большинстве случаев выступает чем-то вроде общественной нагрузки. «Веб-ресурс нужен, потому что «так у всех», но вот заниматься его продвижением и наполнением — на это нет ни сил ни денег, ни желания», — такова логика большинства представителей отечественного корпоративного сектора.
Говорят, пожелания руководства страны оказали должный эффект: осенью 2009 года число заказов в компаниях, занимающихся сайтостроением, выросло в несколько раз — отбоя от желающих создать или реформировать свое веб-представительство в cети не было. Впрочем, как говорят сами разработчики, вал заказов породил другую проблему. Дело в том что количественный рост произошел в ущерб качеству. Ведь многие заказчики подходили к вопросу не меняя своих подходов — сайты приобрели новые лица, но вот вопросы их продвижения и наполнения качественным контентом, как и прежде, остались в арьергарде. «У нас ведь компании, создавая свой сайт, мнением эксперта не интересуются. Максимум что они делают – нанимают разработчика, но не эксперта, который скажет: «Вашей компании необходимо создавать сайт подобного типа, продвигать его таким образом, внедрять в него такие-то сервисы», — говорит замдиректора компании «Надежные программы» (TUT.BY) Кирилл Волошин.
Как рассказывает руководитель проекта «Главсайт» Владимир Мурашко, белорусским владельцам сайтов, действительно, есть к чему стремиться. Проведенный в сентябре—октябре 2010 года глобальный мониторинг веб-ресурсов государственных органов и госпредприятий показал, что многие из них не соответствуют ни требованиям Указа № 60, ни даже национальному предстандарту. Дело в том что летом нынешнего года БелГИСС разработал так называемый предварительный госстандарт, который установил ряд норм к структуре, дизайну, содержанию, размещению интернет-сайтов государственных органов и организаций, а также по защите информации для центров обработки данных, осуществляющих услуги хостинг. Требования в целом оказались в каком-то смысле жесткими, но обязательное следование букве документа до момента полного принятия стандарта отнюдь не догма. Видимо, этот фактор необязательности и сыграл с Байнетом злую шутку...
Всего в поле зрения исследователей попало 565 ресурсов государственных органов и организаций. При этом, как отмечают специалисты проекта «Главсайт», ими оценивались основные и самые важные требования, предъявляемые к веб-ресурсам. К примеру, согласно нормам предстандарта, при разработке интернет-сайтов госорганов и организаций необходимо учитывать, что пользователь должен иметь возможность легко и без проблем найти нужный интернет-сайт в сети Интернет. Впрочем, выяснилось, что до сих пор примерно 13 % сайтов госорганов и госпредприятий не находит поисковая машина «Google», а 10 % ресурсов не индексируются системой «Яндекс». «Но не это самое страшное, — успокаивает Владимир Мурашко. – Примерно 2 % рассматриваемых ресурсов и вовсе были уличены в том, что рассылали вирусы».
К сожалению, очень часто происходит так, что белорусские сайты нелегко найти в сети, даже если в поиске задать конкретное название компании, которой принадлежит сайт. Помимо того, происходят такие досадные ошибки, как возникновение несуществующих страниц, на которые попадают посетители сайта, желающие перейти на какую-либо страницу. Между тем мировой опыт показывает, что до 80 % посетителей ресурсов обычно идет через поисковые системы. Учитывая специфику ресурсов, большинство из этих посетителей являются целевыми, то есть это те люди, которые пришли на сайт с целью либо сделать заказ, либо получить какую-либо конкретную информацию.
Специалисты отмечают: возможность поиска на сайте предусмотрена только в 41 % этих интернет-ресурсов. Мультимедийную информацию содержит каждый третий сайт. Еще одна норма предстандарта, согласно которой все страницы интернет-сайта должны иметь единый дизайн, и вовсе не выполняется 56 % ресурсов. Дизайн страниц интернет-сайта редко отделяется от информационного наполнения и как говорят профессионалы, некоторые веб-ресурсы создаются не то чтобы по-дилетантски, но нередко они выражают лишь малопонятные эстетические мировоззрения своих владельцев.
Исследования показывают, что даже требования пункта 1.2 Указа № 60, гласящего, что госорганы и организации обязаны размещать свои ресурсы на территории Беларуси, выполняются далеко не полностью. Примерно 16 % сайтов до сих пор не «переехали» на белорусские сервера. Кроме того, по оценкам «Главсайта», почти половина государственных органов и организаций Беларуси не соответствует рекомендациям по поисковой оптимизации SEO (search engine optimization) — комплексу мер для поднятия позиций своего сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.
SEO – вообще новое слово для белорусского бизнеса. К примеру, клиент вбивает в поисковике запрос «дренажные насосы» и видит список сайтов. Кликает по первым трем-четырем и узнает все, что хотелось, про эту технику: и где ее можно было приобрести, и на каких условиях.
А всего поисковик нашел 115 тыс. страниц. Казалось бы, что тем, кто в первой десятке, повезло, но нет – просто хорошо сработали SEO-специалисты и получили хороший seo эффект. Их главная задача — оптимизировать поиск сайта через основные поисковые системы. Другими словами, сделать так, чтобы сайт производителя появился в первой десятке по его профильному запросу.