Агрессия прогресса
Агрессия прогресса
Статья в газете The Daily Telegraph взбудоражила британское общество, хотя не содержала сенсационных разоблачений, не отличалась яркостью публицистического стиля или богатством образов. По сути, это был просто список из нескольких десятков пунктов. Но назывался он в буквальном смысле убийственно: «50 вещей, которые убил интернет». Автор перечисляет множество привычных понятий и привычек, постепенно исчезающих из нашей жизни в связи с приходом новых технологий. Наряду с шутливыми утратами вроде традиционного рабочего обеда, который теперь все чаще проходит не в столовой, а прямо за компьютером, в статье говорится и о весьма серьезных вещах. Например, о потере людьми чувства приватности, уединения, концентрации... Об отказе от чтения серьезной литературы, от умения вежливо вести дискуссию.
Как и положено закоренелым спорщикам, авторы «Спор–площадки» кардинально разошлись в оценке публикации британской газеты. Каким окажется мнение наших читателей?
За
Рок ползучих гаджетов
Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, не желающий жить в мониторе:
— Киберофобией — боязнью компьютеров — не страдаю. Осознаю, что глупо и бесперспективно призывать сограждан к бойкоту сотовой связи, массовому отказу от интернета и прочим формам противодействия прогрессу. Но противлюсь хайтек–новинкам как могу. Сознательно не меняю на новую, более «навороченную» модель мобильник. Не устанавливаю в компьютере программ для просмотра роликов, не лезу в социальные сети, редкий гость на интернет–форумах, игнорирую «аську», электронным книгам предпочитаю бумажные, благо они еще в продаже. Причина моего «ретроградства» — в жадности: не хочу отдавать киберпространству драгоценные минуты жизни, растрачивать эмоции в общении с невидимками.
Просматриваю список убитых хайтеком вещей и, знаешь, не особенно жалею, что уходят в небытие эпистолярный жанр, наручные часы, виниловые пластинки и магнитофонные кассеты. Ведь никто же не рвет на себе волосы, вспоминая папирусы, правда? Но вот что пугает: в списке, так сказать, жертв новых технологий, составленном газетой The Daily Telegraph, есть такие пункты, как «искусство вежливого несогласия», «пунктуальность», «уважение к врачам и другим профессионалам», «желание запоминать», «чтение серьезной литературы», «терпение», «спокойствие».
Люди просто становятся рабами машин и больше верят не тем, кто рядом, а интернет–поисковикам, виртуальным всезнайкам. Социальные сети позволяют, оставаясь анонимным, поливать оппонентов грязью, провоцировать на конфликт. Ты заметил, молодежь и продвинутые юзеры среднего возраста уже и слышать не хотят, что им говорят медики, юристы, некогда авторитетные эксперты? Ведь есть Википедия, Яндекс, куча гиперссылок... Дети не хотят запоминать таблицу умножения: раз под рукой мобильник с калькулятором, то и Ломоносов с его утверждением о пользе математики, которая «ум в порядок приводит», безнадежно устарел! К чему грамматика, знание правил, стилистики родного языка, если в «компе» установлена редакторская программа? По такой «прогрессивной» логике «цифрового» поколения незачем заучивать стихи Пушкина (рэп гораздо актуальнее, легко копируется через флэшку), познавать жизнь через народные сказки (3D–фильмы и «Шрек» — круче!), знать географию («Как правильно пишется — Ирак или Иран?»).
А вместе со знаниями, элементарными навыками человеческого общения «уходящей натурой» становятся и ощущение счастья, желание жить реальной, а не виртуальной жизнью.
...Недавно зашел в одну из школ, была перемена. Но мальчишки не играли в «слона», не бегали наперегонки, не дергали девчонок за косички, как делали это мы, пацаны 70–х. Ребятишки молча «втыкали» в мобильники, врубали саундтреки и хихикали, подглядывая через плечо скачанные скетчи «Комеди клаб». Удивился ли я? Скорее, нет, чем да. На днях, кстати, прочитал, что, к примеру, английские детишки на рождественские праздники мечтают получить не солдатиков с машинками, а смартфоны, айподы, компьютерные планшеты, беспроводные контроллеры для игровой консоли и «интерактивных хомячков». Хотя есть в том списке подарочных мечтаний и куклы. Правда, не обычные, а Барби модели Video Girl со встроенной в грудь видеокамерой. Выходит, скоро уже и плюшевые мишки возвратятся в свой сказочный лес? И не отдадим ли мы, вечно занятые взрослые, наших детей на «воспитание» гаджетов, как отдавали раньше в полное распоряжение уличных авторитетов? Ребенок на мобильной привязи выглядит, конечно, более спокойным и уравновешенным, но кто знает, что творится у него в голове...
Смотрел как–то скандинавскую антиутопию об обществе будущего, куда попадает наш современник. Все стерильно, окружающие корректны и вежливы, даже чересчур, но в их жизни все слишком рационально, прагматично. А вот любви, в хорошем смысле безумства, того, что отличает человека от робота, нет. И тебе, Роман, не кажется, что все к тому и идет? Из жизни уходит страсть, глаза перестают гореть, сердца пылать. Особенно это заметно в крупных городах.
В прошлые выходные пошел я на матч двух столичных футбольных команд. На фан–секторах рвали глотки наиболее преданные поклонники клубов. А на центральной трибуне — тишина. Кто–то по старинке, щелкая семечки, едва слышно материл кудесников мяча, а многие, как те школьники, почти не отрывались от «навороченных» мобильников. Вместо гимнов и речевок во славу «Динамо» доносилось: «Слыхал, «Зенит» с «Анжи» 3:3 уже, а вели питерцы 3:1?! А хоккеисты в Ярославле проиграли. ПСВ — «Фейенорд» — 10:0!» Между тем не в онлайне, а перед глазами шла не слишком боевая игра. Результат — сухая ничья. И — тишина...
Знаешь, не хочу, чтобы это безмолвие поглотило нас всех. Чтобы из нас лет через 20 торчали проводки с сенсорами, чтобы любимых мы находили методом т.н. хантинга, путем объявлений: «Ищу жену (мужа)» — на стеклах авто. Чтобы ползучие гаджеты не заставляли нас тратиться на навязанные рекламой чужие ценности. И, думаю, прав мой старенький мобильник, когда напоминает: «Время просыпаться!» Пробуждаться от цифровых иллюзорных снов...
Против
Цена электронной улыбки
Роман РУДЬ, с неверием в угрозу:
— Представь, воскресным утром ты выходишь на балкон, устанавливаешь старенький там–там и начинаешь гулко дубасить в этот барабан, чтобы всего лишь послать мне сигнал: «Жду в гости». А я, в свою очередь, покряхтывая, лезу на сигнальную вышку и развожу неслабый костер из охапки хвороста. В минское небо поднимается густой столб дыма, и ты разгадываешь мой ответ: «Скоро буду». Не очень удобно, верно? К тому же тебя за утренний там–там накажут соседи, а меня за локальный поджог — пожарные. Вместо этих опасных и тягомотных процедур мы нажимаем пару кнопок на мобильнике и обмениваемся короткими репликами. Дело нескольких секунд.
Проще говоря, для меня стремительное развитие средств массовой коммуникации — это всего лишь ряд серьезных удобств, облегчающих жизнь. А вовсе не повод для тревоги, не трагедия, не глобальная драма, которую ты устраиваешь вслед за The Daily Telegraph.
Или другой пример: предположим, что в отсутствие интернета ты решил ежедневно читать все газеты мира плюс глянцевые журналы и еженедельники. Почтальон тебе спасибо не скажет. Он просто не поднимет и малейшей доли выписанных тобой изданий, а под твой домашний почтовый ящик придется приспосабливать пару вагонных депо, куда каждый день станут прибывать составы со свежей прессой. Теперь возьмем сеть: нажал кнопку — и все эти пачки, тюки и контейнеры перед тобой, в маленьком окошке монитора, и без всяких локомотивных страданий. А если бы ты решил посмотреть все мировые кинопремьеры, послушать все музыкальные композиции...
Короче, я мог бы привести не меньший список удобств, которые принес в нашу жизнь цифровой прогресс, чем печальный перечень якобы потерь, составленный британской газетой. Но особо подчеркну лишь главную для меня выгоду — свободу выбора. Признай, что в прежние времена мы жили в информационной клетке, во многом ограниченные жесткими рамками обстоятельств. Например, находясь в захолустном райцентре, я был вынужден довольствоваться древним репертуаром местного кинотеатра — теперь почти на любом «краю географии» свободен выбирать из десятков тысяч фильмов. Раньше должен был искать две копейки, а потом и телефон–автомат, чтобы поговорить с товарищем — теперь выбираю между мобильником, скайпом, «аськой» и другими средствами мгновенного общения. Когда–то уныло переключался между тремя телеканалами — нынче в моем распоряжении их пятьдесят по кабельному ТВ, а спутниковые двести пока не нужны. Но я свободен выбрать и их, если пожелаю.
Извини, но весь твой монолог — старая песня ретроградов, только чуть–чуть на новый лад. Когда–то они предрекали, что кино уничтожит театр, потом — что телевидение убьет кино и радио, затем — что интернет вообще оставит выжженную пустыню, скопом похоронив все старые средства массовой информации и способы развлечений. Сейчас у вас появился новый мотив: цифровые технологии растопчут эмоции, страсти и чувства. И образование заодно, чего уж мелочиться.
Так вот, Андрей, несмотря на все мрачные прогнозы, люди все–таки продолжают ходить на театральные премьеры, слушают радио и смотрят ТВ. А как ломились на премьеру «Аватара»? Кинотеатры лопались, те самые, которые, по мысли пророков–неудачников, давно должны были дать дуба. Под влиянием более прогрессивных конкурентов все эти явления не исчезают из нашей жизни, они просто становятся лучше. Технологичнее, ярче и зрелищнее. Кино обзаводится 3D–эффектами, радио и музыка сплетаются в симбиозе ФМ–модуляторов, телевидение и пресса спокойно чувствуют себя в интернете, становясь доступными каждому. Поверь, так будет и с теми важнейшими, не спорю, понятиями, которые ты перечислил. Они не уйдут, но изменятся. И не сказать, что в худшую сторону.
К примеру, в газете утверждается, будто появление мобильных телефонов растоптало такое родительское качество, как беспокойство за ребенка. Мол, как ты пишешь, дитя всегда на мобильной привязи, что о нем беспокоиться... Да за одно это стоило изобрести сотовую связь! Она сделала ребенка намного ближе к вечно занятым мамам, укрепила внутренние семейные узы, подняла пресловутый «уровень беспокойства» на гораздо более высокую ступень: нынешний подросток сейчас общается с родителями гораздо чаще, чем мы в своем детстве.
А если уж говорить о будто бы потерянных страстях и чувствах... Не сочти за аргумент ниже пояса, но мне вот подумалось об инвалидах. Например, о людях, не имеющих физической возможности выйти из дому. Они тоже, между прочим, хотят заводить знакомства, признаваться в любви, сочинять стихи и делиться ими с окружающим миром. И видел бы ты, какая стихия эмоций бушует в их сочинениях, размещенных на литературных сайтах! Таких людей не убедишь в пагубности современных технологий: каждый из них высоко ценит возможность отправить другу хотя бы электронную улыбку — забавный смайлик... Без всяких там–тамов.
Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ