БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

Источник материала:  

БЕЛОРУССКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД


Таких предприятий, как знаменитый Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) в Жодино, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Все, кто побывал в цехах жодинского завода и своими глазами увидел выпускаемую технику, согласятся со мной: белазовцам есть чем гордиться.

Рекордный год
Генеральный директор ОАО «Белорусский автомобильный завод» Петр Пархомчик:
Можно с уверенностью констатировать, что 2010 год стал одним из самых успешных в истории предприятия. Мы укрепили свои позиции буквально на всех рынках, расширили географию экспорта, сумели в кратчайшие сроки после мирового финансово-экономического кризиса резко нарастить производство карьерных самосвалов большой грузоподъемности. И это самое большое достижение трудового коллектива БелАЗа. За январь-сентябрь с конвейера завода сошло 238 самосвалов грузоподъемностью от 136 до 360 тонн. Столько карьерной техники сегодня в мире никто не делает. Всего же до конца года будет произведено 368—370 большегрузных карьерных самосвалов. Это рекорд предприятия, белазовцы практически вышли на показатели советского периода.
Из других достижений можно отметить создание в Китае совместного предприятия «АВИК-БелАЗ Карьерные машины» с сервисным центром, в церемонии открытия которого принял участие Президент Беларуси А.Г. Лукашенко. Это первый инвестиционный проект БелАЗа за рубежом.
Возросли экспортные поставки. За первое полугодие было реализовано столько произведенной продукции, сколько мы продали ее за весь прошлый год. Серьезная работа проделана на одном из наших филиалов — Могилевском автозаводе, где завершаем проект по созданию производственных мощностей для выпуска железнодорожных вагонов, в этом году мы произведем их более тысячи, опять же столько, сколько никогда не делали.
Чтобы увеличить производство карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности, продолжается модернизация производства в Жодино. За два года мы намерены создать еще одно сборочное производство, где будут собираться карьерные самосвалы грузоподъемностью до 360 т. В планах предприятия за 2—3 года сделать машину грузоподъемностью 420 т.
Белазовская техника работает практически во всех уголках земного шара — более чем в 70 странах, в том числе в России, Казахстане, Украине, Австралии, Вьетнаме, Китае, Монголии, Анголе, Египте, ЮАР, Венесуэле, Чили. Уже в следующем году белорусские гиганты на колесах появятся на карьерах Бразилии, Индии, Индонезии.
Перед нами стоит задача — не отдать ни одной пяди своих традиционных рынков сбыта, где мы представлены в объеме 95—96%, а в отдельных государствах постсоветского пространства — и до 100%.

Мировой бренд
Начиналось все в Жодино достаточно скромно: 26 сентября 1948 г. здесь начали возводить завод по производству торфяного оборудования. Через три года предприятие поменяло профиль, став заводом мелиоративных и дорожных машин «Дормаш». Но стране, возрождавшейся из руин, требовалось все больше угля и руды, существовала большая нужда в карьерной технике, поэтому был необходим завод по ее производству. И создавать его решили в Жодино — на базе предприятия «Дормаш».
17 апреля 1958 г. жодинское предприятие получило свое нынешнее название — Белорусский автомобильный завод, а к 7 ноября из его ворот выехал новенький 25-тонный МАЗ-525. Первый оригинальный карьерный большегруз жодинцы произвели 14 сентября 1961 г. С этого БелАЗа-540 и начала расти многочисленная семья белорусских карьерных самосвалов-богатырей. В 1966 году за большие производственные успехи коллектив ПО «БелАЗ» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Росло предприятие, росли и люди, которые становились Героями Социалистического Труда, лауреатами Государственной премии, орденоносцами. Жодинская заводская марка — БелАЗ — стала, говоря современным языком, мировым брендом.
Однако всякое бывало в истории БелАЗа, не обошлось и без «серых» страниц, когда в начале 90-х годов прошлого века предприятие, до этого работавшее на весь большой Советский Союз и получавшее поддержку огромной страны, вдруг оказалось никому не нужным, лишившись сразу и поддержки, и рынка. Выстоять жодинцам помогли заводская закалка и своевременная помощь Президента страны А.Г.Лукашенко.

К новым горизонтам
Сегодня «ОАО «Белорусский автомобильный завод» является крупнейшим предприятием, выпускающим карьерные самосвалы большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной отраслей. Помимо этого филиал БелАЗа — Могилевский автомобильный завод — начал выпускать железнодорожные вагоны разного назначения, которые до этого в Беларуси вообще не производили.
Жодинцы обеспечивают своей продукцией треть мирового рынка и входят в элиту ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. За всю историю предприятия Белорусским автозаводом — крупнейшим и единственным в СНГ специализированным предприятием по выпуску большегрузных карьерных самосвалов — разработаны модели машин грузоподъемностью от 27 до 360 тонн, которых выпущено более 130 тысяч единиц.
Работа по созданию современных грузовых самосвалов с одновременной модернизацией производства при поддержке государства началась в Жодино в 1998 г. В 2000 г. с конвейера сошли первые машины грузоподъемностью 130 т, в 2003 г. — 220 т, в 2005-м — 320 т. В 2009 г. белазовцы сделали новый шаг вперед — создали опытный образец первого 360-тонного самосвала, супергиганта среди супергигантов высотой 9 м, имеющего колеса диаметром 4 м. Новая модель принесла заводу очередную награду — золотую медаль международной специализированной выставки «Экспоуголь» в Кемерово, что вдвойне престижно — в Кузбассе знают настоящую цену подобной технике.
В ближайшие два года предприятие готовится взять очередную производственную высоту — выпустить самосвал грузоподъемностью 420 тонн — самую большую машину в мире.
И почти фантастической для стороннего наблюдателя кажется задача внедрения технологии, когда основные испытания узлов и агрегатов будут проходить в компьютерном режиме, а сама сборка машины осуществляться по месту ее будущей работы, что значительно сэкономит ресурсы и время заводчан. Это очень важно, ведь каждый БелАЗ — это 3 тысячи частей и деталей, а для испытаний и обкатки машина на заводе собирается почти полностью, только кузов не ставится. После испытаний самосвал разбирается и транспортируется к месту будущей работы железнодорожным транспортом. Причем это довольно сложная и ответственная процедура, так как для транспортировки только одной машины грузоподъемностью 220 т требуется ни много ни мало 10 железнодорожных платформ.
Есть наработки у предприятия и по выпуску экологически чистых троллейвозов, которые, подобно обычным троллейбусам, работают на электричестве. А как вам гигант-самосвал, который может работать в беспилотном режиме? Для заводчан отнюдь не фантастика, испытания подобной машины на БелАЗе идут полным ходом. В Жодино знают: чтобы оставаться на ведущих позициях, нужно постоянно обновлять производство. Этой цели служит очередная программа модернизации на 2010—2014 гг., которая предусматривает инвестиции в развитие на уровне 295 млрд белорусских рублей. Будут новые инвестиции, будут и достижения, а уж трудолюбия и смекалки жодинским специалистам не занимать. Они успешно решают самые сложные задачи.
Большим достижением этого года, помимо возросших объемов производства и экспорта, главный конструктор предприятия Олег Степук считает создание гидромеханической трансмиссии для 90-тонных машин. Выпуск собственной ГМТ позволяет наиболее полно удовлетворять пожелания потребителей, расширив спектр выпускаемых моделей, экономить валюту (каждая такая трансмиссия обходилась заводу в 100 тыс. у.е.) и свидетельствует о большом потенциале коллектива предприятия.
Следуя за тенденциями мировой добычи полезных ископаемых, за последние пять лет БелАЗ увеличил выпуск самосвалов особо большой грузоподъемности в три раза. При этом предприятие активно осваивает рынки Азии, Латинской Америки и Африки. Директор маркетингового Центра БелАЗа Владимир Рудковский сказал: «Радует, что поставки продукции фактически расписаны до середины будущего года, и мы не намерены останавливаться на достигнутом. Отгружена партия самосвалов в Австралию, Венесуэлу, Чили. Ведутся работы по поставке машин в Бразилию, Турцию, Перу и Индию. Возможно, скоро к этому списку добавится и Канада. Будут новые контракты, будут новые перспективы».

Все решают люди
Но не только техника гордость БелАЗа. Трудовой коллектив завода вырастил немало известных людей, которых знает вся страна. Из этой плеяды Павел Лукьянович Мариев, который до 2007 года возглавлял предприятие. Он доктор технических наук, Герой Беларуси (2001 г.), заслуженный работник промышленности, лауреат Государственной премии. Под его руководством завод вернул к началу ХХI века отчасти утраченные позиции на мировых рынках.
И этот факт был жизненно важным, потому что БелАЗ — не только уникальное производство, но и градообразующее предприятие с хорошо развитой инфраструктурой. Завод, от благополучия которого зависит достаток десятков тысяч семей города Жодино.
Это прекрасно понимает руководство предприятия. Заместитель генерального директора Станислав Якубович отметил в разговоре со мной: «На каждом рабочем месте созданы все условия, чтобы каждый работник мог внести максимальный вклад в наше общее дело — производство. В то же время руководство предприятия делает все, чтобы каждый белазовец имел возможность отдохнуть и оздоровиться после смены. Завод имеет физкультур­но-оздоровительный комплекс и физкультурно-оздоровительный центр с суперсовременными тренажерными и игровыми залами, бассейном. Здесь работают кружки и секции, заниматься в которых могут как работники завода, так и другие жители города. И здесь у нас есть успехи, которыми мы вправе гордиться. Воспитанница белазовской секции тяжелой атлетики чемпионка Европы и бронзовый призер Олимпийских игр Анастасия Новикова недавно стала серебряным призером чемпионата мира в Анталии.
Более 800 работников предприятия и их детей только за летний период оздоровились в санатории-профилактории «Дудинка», где в прошлом году возведен новый корпус, оборудованный современными средствами оздоровления и реабилитации. Помимо этого коллективным договором предусмотрен ряд выплат и льгот для работников. Сегодня руководство предприятия прилагает дополнительные усилия, чтобы в 2—3 раза увеличить объемы строительства жилья и максимально сократить очередь. Для этого укрупняется наше строительное подразделение
«Белазстройкомплекс». Стратегия здесь вполне очевидная. Если с точки зрения производства наша задача — выпускать такую технику, которая нужна потребителю, то в социальной политике в центре нашего внимания человек, без которого никакое производство существовать не сможет».


* * *
Несколько недель назад мы посещали завод вместе с коллегами из Москвы журналистами ИТАР-ТАСС. Больше всего меня поразило, как они, умудренные жизненным опытом люди, удивлялись увиденному. Вместе с ними и я рассматривал 360-тонный самосвал. Потом карабкался по лестнице вверх на площадку к кабине большегруза и, словно с вершины небольшого холма, смотрел на окрестности. При этом я испытывал гордость — и за белазовцев, и за всех белорусов, которые своими достижениями не перестают удивлять весь мир.

Интересный факт

Двигатели БелАЗов грузоподъемностью 110 т и выше размещаются в колесах (!). Причем это электродвигатели, а обычные дизельные двигатели в жодинских машинах играют роль генераторов (дизельные генераторы). Каждая ось такого БелАЗа имеет специальный люк, через который внутрь забираются ремонтники, если возникает потребность в их услугах.

Награды

1995 год

Международная бриллиантовая звезда качества Мексиканского национального института маркетинга.

1997 год

XVIII международный приз «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли (Мадрид, Испания).

1998 год

X золотой приз Америки «За качество».

2000 год

«Хрустальная Ника» Координационного комитета международной программы «Партнерство ради прогресса».

2001 год

Лауреат конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (карьерный самосвал БелАЗ-75145, г/п 120 т).

2003 год

Лауреат конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (карьерный самосвал БелАЗ-7513, г/п 130 т).

2007 год

Лауреат конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (карьерный самосвал БелАЗ-75306, г/п 220 т).

ОАО «БелАЗ» — неоднократный лауреат Премии Правительства и Министерства промышленности Республики Беларусь за достижения в области качества (2000-й, 2003-й, 2006-й гг.).

 

Герман МОСКАЛЕНКО

←Есть вопрос

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика