БОЛЬШОМУ ТЕАТРУ — БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Государственный театр оперы и балета БССР открылся 25 мая 1933 года оперой «Кармен» с Ларисой Александровской в заглавной роли. Таким образом, Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию и вошла в мировой культурный процесс. Сегодня Национальный академический Большой театр оперы и балета — это больше чем сцена, это — символ страны.
Вехи истории
История театра началась задолго до официального открытия — в 1920-е годы. Первая страница — Белорусский музыкальный техникум, в котором был организован высший оперный класс под руководством известного певца Антона Боначича. На базе этого класса в 1930 году была создана Белорусская студия оперы и балета. За три года здесь были подготовлены профессиональные артисты и поставлены оперы «Золотой петушок», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Красный мак». Затем студия была реорганизована в театр, все спектакли которого долгое время шли на сцене Белорусского драматического театра.
Здание театра (автор проекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 года. Однако от первоначального проекта отказались ввиду несоответствия грандиозности замыслов. Планировалось, что театр одновременно смогут посетить 3000 зрителей. Поэтому оно было построено по проекту другого известного архитектора — Иосифа Лангбарда. Кстати, со строительством театра связана крупная афера, которая благодаря действиям сотрудников милиции была раскрыта.
10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого «Михась Подгорный» открылось собственное здание театра оперы и балета на Троицкой горе (ныне площадь Парижской коммуны, 1). Первым балетным спектаклем, показанным на сцене нового театра, стал «Бахчисарайский фонтан» на музыку Бориса Асафьева. Вскоре театр громко заявил о себе в Москве, где проходили Дни белорусского искусства. Зрителям были показаны спектакли, высоко оцененные музыкальной общественностью. Опера А. Богатырева «В пущах Полесья» была удостоена Государственной премии СССР. Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета «Соловей» (по повести З. Бядули). Она вызвала неподдельное восхищение москвичей. Гастроли 1940 года на самой престижной сцене бывшего СССР — в Большом театре — принесли белорусскому театру почетное звание «Большой», в 1964 году — «академический».
Во время Великой Отечественной войны здание театра незначительно пострадало. Во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, разрушившая зрительный зал. Оккупанты вывезли из театра музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб на 23 оперных и балетных спектакля, электроаппаратуру, нотную библиотеку. В уцелевших помещениях была устроена конюшня. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению. Остальная труппа вместе с театром эвакуировалась в Поволжье России. Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в родной город и в конце 1944 года открыл сезон премьерой оперы Е. Тикоцкого «Алеся». Первое время спектакли шли в Окружном Доме офицеров.
В 1947 году в реконструированном под руководством Иосифа Лангбарда театре была поставлена опера «Кастусь Калиновский». Довоенный репертуар полностью удалось восстановить к 1949 году. Очень скоро Белорусский театр оперы и балета вошел в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР. В бывшем Советском Союзе он заработал устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных оперных коллективов.
В составе театра также работает творческий коллектив «Белорусская капелла», который занимается научной, издательской и концертной деятельностью, направленной на возрождение старинной белорусской музыки (в частности, были осуществлены записи старинных белорусских опер «Агатка» и «Аполлон-законодатель», постановка оперы «Фауст»).
В 1989 году была поставлена одна из лучших отечественных опер — «Дикая охота короля Стаха» В.Солтана, получившая Государственную премию Беларуси. В 1996 году балет «Страсти» («Рогнеда») А.Мдивани был удостоен Госпремии Беларуси, а постановщик В.Елизарьев получил премию Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».
За последние 15 лет коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих из них гастролировал неоднократно. Наверное, на географической карте скоро совсем не останется государств, где хотя бы один раз не выступал белорусский балет: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде театр нашел своих горячих поклонников.
Сегодня Большой театр оперы и балета развивает сотрудничество с театрами Варшавы, Риги, Вильнюса, Праги, Братиславы и других городов соседних государств, приглашает к себе артистов с мировым именем.
Реконструкция
Не так давно Национальному академическому Большому театру оперы и балета Республики Беларусь — одному из архитектурных символов столицы — вернули черты, изначально заложенные его зодчим Иосифом Лангбардом. На сегодняшний день это здание формирует узнаваемый архитектурный облик города. Реконструкция началась в 2006 году и завершилась полтора года назад. Работа над объектом состояла из двух этапов. Первый — максимальная реализация замыслов автора с учетом современных материалов и технологий: оформление интерьеров, залов — одним словом, внутреннего убранства театра. Второй этап — полная замена сценического оборудования.
За счет рационального проектирования в промежуточном ярусе удалось заложить три этажа, где разместились костюмерные, живописный цех. Увеличился уклон партера. Здание театра, как и многие ведущие мировые театры, украсили скульптуры, которые придают ему особую торжественность и театральность. Установленные изваяния были обнаружены искусствоведами УП «Белреставрация» в нишах второго яруса фасада на одном из эскизов Лангбарда. По центру — скульптурная композиция — Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него — две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними «развевается» бронзовая лента с нотным станом. На одной ее части вытеснен фрагмент из первых постановок балета и оперы. Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.
Здание театра украшают две музы. Это Мельпомена — покровительница театрального искусства, которая держит маски, и Полигимния — покровительница поэтов — писателей гимнов (автор Г.Буралкин). Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, а также что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены архитектором А.Финским. Это — Каллиопа — покровительница эпической поэзии — и Терпсихора — покровительница танца. Все статуи тонированы по специальной технологии так, чтобы со временем бронза не позеленела.
Опытные мастера воссоздали не только внешний вид театра, главное — изменилась вся его техническая начинка. И как результат — на сегодняшний день аналога белорусской сцены нет ни в одной стране мира. Говоря о новшествах, стоит упомянуть о современном оборудовании, которое приобрел театр: теперь перевод текста оперных спектаклей, которые в большинстве своем идут на языке оригинала (итальянский и французский), зрители узнают из бегущей строки.
В первое время после открытия театра ходили слухи, что в нем плохая акустика. Однако, как утверждает генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко, реконструкция позволила даже улучшить акустику, хоть до идеала, может, и далеко. Даже покрытие потолка зрительного зала обладает специальными акустическими качествами.
Архив
В театре оперы и балета создан ведомственный архив, который по крупицам собирает, обрабатывает и хранит управленческие и творческие документы, отображающие путь становления и развития деятельности коллектива.
К сожалению, многие материалы во время войны были разграблены немецкими оккупантами. После возвращения театра из эвакуации началось его возрождение, ставились новые спектакли, создавались афиши, программы, фотографы запечатляли сценическое действие, писались отзывы. Все это бережно собиралось, кое-что из истории театра осталось у самих актеров. На сегодняшний день Национальный академический Большой театр оперы и балета имеет все официальные архивные материалы и богатейшую коллекцию афиш, программ, фотографий, плакатов, печатных материалов о театре за все годы его существования.
Все скульптуры муз, украшающие здание, имеют высоту около 5 метров и каждая весит почти 5 тонн. Вес композиции с Аполлоном — 7 тонн.
В прошлом году в Большом театре оперы и балета было поставлено 205 спектаклей, которые посетили 202 тысячи человек. Доход театра составил около 3,2 млрд белорусских рублей.
На украшение фойе и зрительного зала ушло более 2 килограммов позолоты.
Модернизация сценического комплекса обошлась государству в 16,5 млн евро. В театре теперь 6 репетиционных залов. В зрительном зале установлено 1200 кресел. Полсотни хрустальных люстр отражаются в монументальных колоннах, создавая невероятно торжественную атмосферу.
Это интересно
Вместо театрального звонка в обновленном Большом театре оперы и балета сегодня звучит мелодия «Полонеза» Ф.Шопена.
Еще во время реконструкции Большого театра было закуплено уникальное оборудование: оно перестраивает сцену на глазах и делает ее разноуровневой за считанные секунды. Недавно публике, попавшей на премьерные спектакли оперы Джузеппе Верди «Набукко», было продемонстрировано все, на что сегодня способен оперный театр. Благодаря компьютерной графике и 3D-эффектам зрители увидели, как выглядел Первый храм и «Стена плача». Сцена то поднимается, то опускается, первосвященник Захария появляется со жрецами как будто из-под земли, а грозный Набукко взбирается на 8-метровую башню, которая выплывает из глубины сцены.
В 2006 году ведущая балерина театра Ольга Гайко вошла в «Топ-50» самых красивых и успешных людей Минска, а затем в списки этого проекта попали солисты оперы Владимир Громов (2007 г.) и Оксана Волкова (2008 г.), а также дирижер Вячеслав Волич (2008 г.).
Цитата
«По сути, сегодня здесь рождается настоящий центр музыкального искусства, сцена которого позволяет воплощать самые передовые идеи и решения, сохранять и преумножать традиции, снискавшие мировую славу белорусским мастерам оперы и балета», -- сказал глава белорусского государства Александр Лукашенко, посетив Национальный академический Большой театр оперы и балета в 2009 году. Президент Беларуси отметил, что это величественное сооружение, ставшее визитной карточкой Минска и обретшее к своему 70-летию вторую жизнь, является подарком всей стране.