Белорусские чиновники управляют страной со времен СССР
13.10.2010 15:16
—
Новости Общества
Александра Лукашенко постоянно критикуют за то, что он никак не хочет расставаться с властью. Однако проведенный интернет-газетой Naviny.By анализ государственного аппарата Беларуси показывает: Лукашенко — далеко не единственный, кто стремится пролонгировать свое пребывание во власти, и уж точно не самый "старожил". В Беларуси около 10 тысяч чиновников работают еще со времен Советского Союза!
Белорусское законодательство к числу госслужащих относит лиц, занимающих государственную должность и выполняющих служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов. Те чиновники, которые деньги получают из республиканского бюджета, находятся на самом верху белорусской "вертикали" — в правительстве, парламенте, Администрации президента, прокуратуре, во всяческих госкомитетах, департаментах, которые являются подразделениями министерств.
За счет муниципальных бюджетов финансируется работа местной "вертикали": гор-, рай- и облисполкомы, а более низкое звено этой цепочки — поселковые и сельские исполнительные комитеты.
Динамика свидетельствует, что количество чиновников как местных органов власти, так и республиканских органов госуправления из года в год увеличивается. Несмотря на декларируемую дебюрократизацию госаппарата ежегодный "прирост" чиновников составляет 150 и более человек.
Госаппарат Беларуси: основные изменения в 2003-2009 годах*
*Данные приведены по состоянию на конец каждого года
**Без учета "силовых" структур
***Почти две трети женщин работают в районных и городских органах госуправления
Бывший помощник президента Беларуси Сергей Посохов видит причину увеличения численности белорусской "вертикали" в том, что все контрольные и надзорные функции в Беларуси находятся в руках главы государства.
"Во всем цивилизованном мире, в том числе и в России, существует институт саморегулируемых организаций, которым государство передало функции по контролю и надзору за участниками рынка. В Беларуси происходит обратный процесс — контрольные и надзорные функции забирает государство, и, разумеется, это приводит к увеличению госаппарата", — говорит Сергей Посохов.
По его мнению, если и дальше этот процесс будет продолжаться, то численность белорусских чиновников также продолжит расти.
"Если не отдавать функции саморегулирующимся структурам, то аппарат будет увеличиваться, становиться все менее эффективным, и он подгребет под себя все государство", — полагает Посохов.
Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы (2003-2009 гг.) неуклонно увеличивалось количество государственных служащих, стаж которых превышает 20 лет. По состоянию на конец 2009 года в органах госуправления Беларуси находилось 9390 человек со стажем работы свыше 20 лет. К этому стоит добавить, что в стране насчитывается более 8,5 тысячи госслужащих, которые (стаж 15-19 лет) пришли в органы управления еще в первой половине 90-х годов прошлого века.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать: около 10 тысяч чиновников (а, скорее всего, и больше, так как приведенная нами официальная статистика не учитывает работников "силовых" ведомств) управляют страной еще со времен Советского Союза.
"Должность в госаппарате — это такая позиция, которая многим нравится, и соответственно, ее не хотят оставлять, — считает бывший спикер верхней палаты белорусского парламента Александр Войтович. — Поэтому многие предпочитают стареть на своих должностях".
Он отмечает, что заработок работников госаппарата в сфере, например, белорусской науки не имеют даже высококвалифицированные сотрудники. В июне 2010 года среднемесячная заработная плата руководящих работников органов госуправления превышала 4 миллиона рублей.
"Таких денег белорусские ученые и близко не получают. Возьмем, к примеру, зарплату заведующей лабораторией в Академии наук. Ее ставка — 950 тысяч рублей. За докторскую диссертацию ей доплатят максимум 500 тысяч рублей. Как видите, ее зарплата несопоставима с той, которую получают госслужащие", — отмечает Александр Войтович.
В свою очередь Сергей Посохов полагает, что инициативные люди из-за той зарплаты, которая положена чиновникам, не станут проводить всю жизнь на госслужбе. "В бизнесе они заработают гораздо больше", — уверен бывший помощник белорусского президента, ушедший с госслужбы в 2001 году.
"Переход в бизнес лучше разделить на два этапа, — рекомендует Сергей Посохов. — На первом — побыть чиновником, навести связи, узнать всю эту систему изнутри, а затем — уйти в бизнес".
Невозможность "нормально зарабатывать" Сергей Посохов считает главным минусом, с которым сталкиваются профессиональные управленцы на госслужбе. А вот Александра Войтовича, по его словам, больше всего на госслужбе не устроила атмосфера, в которой пришлось работать. Напомним, что экс-спикер Совета Республики с 2003 года не на государственных хлебах.
"Я увидел, что возможности работать там нет, и, что самое страшное, — там это даже не требуется. Главное в нашем государственном аппарате, как там говорят, — выдерживать линию, — рассказывает Войтович. — Поэтому после того, как я на одном заседании выразил мнение, что менять Конституцию для продления полномочий президента нецелесообразно, то через 5 дней меня из парламента и удалили".
Неудивительно, что сегодня в коридорах белорусской власти почти нет тех, кто пытается отстаивать свое мнение, выражать несогласие с "генеральной линией". Чтобы "вертикаль" была более "стабильной", президент Беларуси шесть лет назад поручил активнее привлекать в коридоры власти женщин.
"Женщин в парламенте не должно быть меньше 30-40 процентов. Тогда парламент будет стабильным, спокойным, — говорил Александр Лукашенко. — От женщины всегда исходит доброта. И остальная часть мужиков будет хорошо работать. Поэтому я буду всячески поддерживать тенденцию на большое присутствие в парламенте женской части нашего общества. Попрошу и органы власти на местах поддерживать эти процессы".
Случайно или нет, но за последние годы количество женщин в государственном аппарате Беларуси заметно увеличилось, а мужчин, соответственно, стало поменьше. "Мужики" не могли не пойти навстречу президенту — и "дали возможность поработать женщинам".
Белорусское законодательство к числу госслужащих относит лиц, занимающих государственную должность и выполняющих служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов. Те чиновники, которые деньги получают из республиканского бюджета, находятся на самом верху белорусской "вертикали" — в правительстве, парламенте, Администрации президента, прокуратуре, во всяческих госкомитетах, департаментах, которые являются подразделениями министерств.
За счет муниципальных бюджетов финансируется работа местной "вертикали": гор-, рай- и облисполкомы, а более низкое звено этой цепочки — поселковые и сельские исполнительные комитеты.
Динамика свидетельствует, что количество чиновников как местных органов власти, так и республиканских органов госуправления из года в год увеличивается. Несмотря на декларируемую дебюрократизацию госаппарата ежегодный "прирост" чиновников составляет 150 и более человек.
Госаппарат Беларуси: основные изменения в 2003-2009 годах*
2003 | 2005 | 2007 | 2009 | |
общее количество государственных служащих** | 52 709 | 52 976 | 53 464 | 53 703 |
количество женщин на госслужбе*** | 34 802 | 34 931 | 35 424 | 36 182 |
количество мужчин на госслужбе | 17 907 | 18 045 | 18 040 | 17 521 |
количество госслужащих со стажем более 20 лет | 7063 | 8106 | 8980 | 9390 |
*Данные приведены по состоянию на конец каждого года
**Без учета "силовых" структур
***Почти две трети женщин работают в районных и городских органах госуправления
Бывший помощник президента Беларуси Сергей Посохов видит причину увеличения численности белорусской "вертикали" в том, что все контрольные и надзорные функции в Беларуси находятся в руках главы государства.
"Во всем цивилизованном мире, в том числе и в России, существует институт саморегулируемых организаций, которым государство передало функции по контролю и надзору за участниками рынка. В Беларуси происходит обратный процесс — контрольные и надзорные функции забирает государство, и, разумеется, это приводит к увеличению госаппарата", — говорит Сергей Посохов.
По его мнению, если и дальше этот процесс будет продолжаться, то численность белорусских чиновников также продолжит расти.
"Если не отдавать функции саморегулирующимся структурам, то аппарат будет увеличиваться, становиться все менее эффективным, и он подгребет под себя все государство", — полагает Посохов.
Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы (2003-2009 гг.) неуклонно увеличивалось количество государственных служащих, стаж которых превышает 20 лет. По состоянию на конец 2009 года в органах госуправления Беларуси находилось 9390 человек со стажем работы свыше 20 лет. К этому стоит добавить, что в стране насчитывается более 8,5 тысячи госслужащих, которые (стаж 15-19 лет) пришли в органы управления еще в первой половине 90-х годов прошлого века.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать: около 10 тысяч чиновников (а, скорее всего, и больше, так как приведенная нами официальная статистика не учитывает работников "силовых" ведомств) управляют страной еще со времен Советского Союза.
"Должность в госаппарате — это такая позиция, которая многим нравится, и соответственно, ее не хотят оставлять, — считает бывший спикер верхней палаты белорусского парламента Александр Войтович. — Поэтому многие предпочитают стареть на своих должностях".
Он отмечает, что заработок работников госаппарата в сфере, например, белорусской науки не имеют даже высококвалифицированные сотрудники. В июне 2010 года среднемесячная заработная плата руководящих работников органов госуправления превышала 4 миллиона рублей.
"Таких денег белорусские ученые и близко не получают. Возьмем, к примеру, зарплату заведующей лабораторией в Академии наук. Ее ставка — 950 тысяч рублей. За докторскую диссертацию ей доплатят максимум 500 тысяч рублей. Как видите, ее зарплата несопоставима с той, которую получают госслужащие", — отмечает Александр Войтович.
В свою очередь Сергей Посохов полагает, что инициативные люди из-за той зарплаты, которая положена чиновникам, не станут проводить всю жизнь на госслужбе. "В бизнесе они заработают гораздо больше", — уверен бывший помощник белорусского президента, ушедший с госслужбы в 2001 году.
"Переход в бизнес лучше разделить на два этапа, — рекомендует Сергей Посохов. — На первом — побыть чиновником, навести связи, узнать всю эту систему изнутри, а затем — уйти в бизнес".
Невозможность "нормально зарабатывать" Сергей Посохов считает главным минусом, с которым сталкиваются профессиональные управленцы на госслужбе. А вот Александра Войтовича, по его словам, больше всего на госслужбе не устроила атмосфера, в которой пришлось работать. Напомним, что экс-спикер Совета Республики с 2003 года не на государственных хлебах.
"Я увидел, что возможности работать там нет, и, что самое страшное, — там это даже не требуется. Главное в нашем государственном аппарате, как там говорят, — выдерживать линию, — рассказывает Войтович. — Поэтому после того, как я на одном заседании выразил мнение, что менять Конституцию для продления полномочий президента нецелесообразно, то через 5 дней меня из парламента и удалили".
Неудивительно, что сегодня в коридорах белорусской власти почти нет тех, кто пытается отстаивать свое мнение, выражать несогласие с "генеральной линией". Чтобы "вертикаль" была более "стабильной", президент Беларуси шесть лет назад поручил активнее привлекать в коридоры власти женщин.
"Женщин в парламенте не должно быть меньше 30-40 процентов. Тогда парламент будет стабильным, спокойным, — говорил Александр Лукашенко. — От женщины всегда исходит доброта. И остальная часть мужиков будет хорошо работать. Поэтому я буду всячески поддерживать тенденцию на большое присутствие в парламенте женской части нашего общества. Попрошу и органы власти на местах поддерживать эти процессы".
Случайно или нет, но за последние годы количество женщин в государственном аппарате Беларуси заметно увеличилось, а мужчин, соответственно, стало поменьше. "Мужики" не могли не пойти навстречу президенту — и "дали возможность поработать женщинам".