Звездный дождь
Чем вызван интерес зарубежных артистов к белорусской публике?
Меломанам некогда расслабляться. Не успели любители «живого звука» перевести дух после концертов Элтона Джона, Стинга и Джо Кокера, как вновь приходится планировать в семейных бюджетах дополнительную статью расходов на развлечения. Еще бы, ведь в октябре нас посетят Хосе Каррерас, Гару, Лара Фабиан и Игорь Крутой, группа «А-ha» (на снимке)… Причем на этом список громких гастролеров не заканчивается. Чем же вызван такой неподдельный интерес заезжих звезд к белорусской столице? И с каких пор их дороги непременно ведут в Минск?
Гастрольную деятельность не остановил ни кризис, ни мало разведанная территория бывшего Союза, ни относительно небольшие концертные площадки… После визита группы «Nazareth» в далеком 2007 году о гостеприимной белорусской земле узнали за границей — и понеслось. В прошлом году мы лицезрели Энрике Иглесиаса, Сару Коннор, группу «Prodigy», в нынешнем уже успели сходить на «Rammstein» и «Scorpions». Похоже, глобализация берет верх над местечковостью…
«Поток заезжих звезд у нас всегда был полноводным, просто добавились новые, диапазон расширился», – говорят в концертном агентстве «Паруса У». Можно сделать очевидный вывод: отечественные организаторы концертов перестали «замыкаться» на российской эстраде и открыли для себя западную. «За последние годы число гастролеров выросло несущественно. Многих, наверное, это удивит, но количественно в Минске проходит столько же концертов, сколько и год, и два года назад, – добавляет начальник отдела по делам искусства Минского городского исполнительного комитета Владимир Антипович. – Зато улучшилось качество мероприятий. Ведь не каждый день к нам приезжают действительно культовые исполнители, дающие многочасовые шоу».
Да, не каждый день, но почти каждую неделю афиши начинают зазывать на какое-либо уникальное событие. «Просто Беларусь попала в «обойму», – дают объяснение явлению в Мингорисполкоме. При этом в ведомстве отмечают: в Беларуси появились действительно качественные организаторы концертов. В столице, кстати, работает уже около десятка крупных, способных работать со звездами мировой величины. Всего же в стране выдано 963 удостоверения на право осуществления гастрольной деятельности. Правда, в это их количество входят и разрешения на проведение дискотек. Так что по-настоящему опытных компаний в стране пока не так уж и много. «Они зарекомендовали себя на рынке проката звезд, ими движет дух взаимопомощи, а не соперничества. Главенствующий фактор, который влияет на решение исполнителей приезжать или не приезжать в страну, — это возможность организаторов заплатить запрашиваемый гонорар и соблюсти условия райдера», – утверждают в концертных агентствах. Как итог — Минск все чаще включают в гастрольный график во время разработки туров по Восточной Европе.
«На самом деле изобилие концертов, которое наблюдается в последнее время, можно объяснить введением в эксплуатацию комплекса «Минск-Арена», способного вместить 15 тыс. зрителей, — говорит руководитель ресурса Afisha.tut.by Владимир Чеботарев. — Появление этой площадки позволило серьезно снизить стоимость билетов. Раньше приглашать мегазвезд не было резона – себестоимость одного квитка зашкаливала, а за запредельные суммы собрать публику сложно, пусть даже это будет очень любимый артист. Теперь затраты дробятся – вместо одного билета продается десять, и шоу гарантированно отбивается».
При выборе того или иного артиста представители приглашающих компаний чаще всего прислушиваются к интуиции: интересен он будет публике или нет. Нередко организаторы концертов даже проводят опросы на собственных сайтах и в фокус-группах. А чем они руководствуются, формируя цены на билеты? Возможность насладиться выступлением любимого певца может стоить в некоторых случаях Br 350 тыс., Br 460 тыс., а то и все Br 600 тыс.
«Цена зависит от затрат, суммы гонорара артиста, перелета, обеспечения света, звука, – поясняют в агентстве «Паруса У». – Мы, конечно, стараемся адаптировать цифры к нашей реальности. Но рассчитываем на тех, у кого есть деньги. Ведь на концерт Иглесиаса мама не даст сыну Br 250 тыс. и еще столько же на билет для его девушки».
Строительство «Минск-Арены» сократило расстояние между среднестатистическим белорусом и приезжей знаменитостью. Ибо в противном случае площадка на 5 тыс. зрителей вряд ли привлекла бы артиста, собирающего десятки, а то и сотни тысяч человек. А если бы и заинтересовала, то стоимость билета была бы просто неподъемной. Но, к сожалению, разглядывая афиши, у нас по-прежнему срабатывает принцип: и хочется, и колется. Пусть уже и не так резко.