С акцентом на результат. После краткой межсессионной передышки депутаты Палаты представителей белорусского парламента снова приступили к законотворческой работе в Овальном зале — 4 октября началась шестая сессия
О том, что находится в центре внимания парламентариев, интервью “НГ” руководителя палаты Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.
— Владимир Павлович, на прошлой внеочередной сессии Палата представителей дала отмашку выборам Президента, усложнив тем самым достаточно напряженный ритм нынешней парламентской осени. Не внесет ли это дисбаланс в законотворческий процесс?
— Ритм диктует динамичная жизнь. Речи о каком бы то ни было законотворческом дисбалансе в связи с выборами и быть не может, поскольку предстоящая нам работа продумана как процедурно, организационно, так и содержательно. Я уверен, что нормальный деловой тонус в это очень ответственное предвыборное время мы сохраним. Сессионная программа сверстана таким образом, что нашему магистральному, сугубо законотворческому треку, включающему обсуждение и принятие законопроектов на заседаниях палаты, проработку новых законодательных инициатив в профильных комиссиях, будет сопутствовать проведение ряда парламентских мероприятий, в том числе парламентских слушаний. Их тема — “Стратегия инновационного развития экономики Республики Беларусь и роль науки и образования в этом процессе”. Депутаты примут участие в очередной ассамблее Межпарламентского союза, в работе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, парламентских структур СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Центральноевропейской инициативы, Черноморского экономического сообщества, а также других международных межпарламентских организаций. Как и прежде, одна неделя рабочего графика каждого депутата резервируется для выезда в свой избирательный округ. Так что никакого аврала, “чрезвычайщины” не будет. У депутатов обычные будни, идет нормальная работа.
— Парламентарии не останутся в стороне от агитационной кампании?
— Мы считаем своим депутатским долгом достоверное и полное информирование граждан о социально-экономическом развитии страны, а также о его законодательном обеспечении. Рассказываем людям о сути принятых парламентом законов, о правовых новшествах, особенно их социальной составляющей. Эту работу проводим постоянно, встречаясь с трудовыми коллективами предприятий и организаций, да и просто в неформальных беседах. Люди должны знать, что делает государственная власть для их блага. У нас внятная, вполне определенная политическая позиция, которая совпадает с позицией абсолютного большинства избирателей, осознающих и ценящих то, что сделано в Беларуси за последние годы, вопреки беспрецедентному внешнему давлению и мировому финансово-экономическому кризису. Посещая регионы, мы видим, что противоположный политический полюс, на который зазывают людей оппоненты власти, наше общество не прельщает, так как понимание того, что случись политическая нестабильность, — и страна, и все простые люди станут во всех смыслах беззащитными, является доминирующим в массовом сознании.
— Люди обычно ждут от своего депутата конкретной помощи. Местные властные органы, наверное, тоже надеются в чем-то на депутатское влияние?
— Это так. С активным участием депутатов Палаты представителей в избирательных округах и регионах решаются вопросы экономического развития, социального характера, да и просто обычные бытовые проблемы граждан. Мы считаем, что нет незначащих вопросов, если они важны для конкретного человека. Президент, как известно, поставил задачу построения государства для людей. Она решается целенаправленно и последовательно, что подтвердил недавний республиканский мониторинг работы местных органов власти с обращениями граждан. Хотя еще остается ряд вопросов, сдвиг в лучшую сторону заметен. Это признают и сами граждане. Стало меньше чиновничьего бюрократизма, волокиты. Однако работа в этом направлении должна быть системной, комплексной, что и потребовал обеспечить глава государства от всех управленческих структур. Проект нового Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” — одна из главных тем этой сессии Палаты представителей.
— На чем расставляются акценты в работе с обращениями?
— Усиливается защита прав и законных интересов заявителей при обращении в государственные органы и иные организации на всей цепочке прохождения обращений — от их подачи до получения ответов, причем это касается всего спектра обращений — письменных, устных, коллективных, анонимных, повторных и электронных. Изложены требования к письменным ответам на письменные обращения. Прежде всего это обоснованность, конкретность формулировок, ясные, понятные заявителю доводы. Коллективные обращения тридцати и более заявителей будут рассматриваться с выездом на место. Еще одно новшество законопроекта — разрешение применять на личном приеме при предварительном согласии заявителя аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку. Эта правовая норма в интересах не только государственных органов и иных организаций, но и граждан, так как позволит исключить бездоказательные ссылки на злоупотребления в ходе приема. Будут урегулированы также вопросы, связанные с перенаправлением обращений в компетентный орган, порядком реагирования на поступающие от граждан благодарности и другие. Я хотел бы сказать, что формирование и обновление законодательства в нашей стране идет по принципу: от реалий жизни — к законам, помогающим решать все жизненные проблемы в интересах людей. Именно с этой точки зрения депутаты оценивают каждую законодательную инициативу, которая вносится в Палату представителей, будь то новый законопроект или изменения и дополнения в действующую правовую базу. Продолжая в эту сессию реализацию законотворческих задач, сфокусированных в Послании Президента белорусскому народу и парламенту, мы аккумулировали в законотворческой повестке вопросы, связанные с модернизацией экономики, национальной безопасностью и социальной сферой. Их регламентация актуализирована не только сегодня, но и соответствует перспективам развития нашей страны.
— Что вы отметите в “обойме” основной тематики?
— Кроме уже названной темы обращений граждан и юридических лиц назову систематизацию законодательства образовательной сферы в одном документе — проекте Кодекса Республики Беларусь об образовании, которая вошла в фазу завершения, и жилищных отношений — в новом Жилищном кодексе Республики Беларусь. Он дорабатывается к рассмотрению в первом чтении. Выделил бы и пакет поправок в законодательство по вопросам безопасности, темы энергетики, в первую очередь определения правовой базы возобновляемых источников энергии, архитектурной, градостроительной, строительной и транспортно-экспедиционной деятельности, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также блок вопросов сотрудничества в таможенных делах, прежде всего в формате Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. В целом сессия, если говорить обобщенно, позволит сделать новые шаги в укреплении экономического потенциала страны, законности и правопорядка в обществе, обеспечении достойных условий для индивидуального развития человека, надежных социальных гарантий и защиты наших национальных интересов на внешнем пространстве. Разумеется, для этого депутатам придется потрудиться с большой интенсивностью и результативно.
— Результат — в количестве принятых законопроектов?
— За количеством мы не гонимся, но сроки прохождения законопроектов в Палате представителей соблюдаем, чтобы законопроекты не залеживались и не устаревали по нашей вине. Особенно это важно при подготовке, согласовании и принятии системных и базовых законопроектов. Но главное, безусловно, качество содержательного наполнения новых законодательных инициатив, их ясность, юридическая, финансово-экономическая и просто лингвистическая грамотность. Это те параметры, без высокого качества которых закон действенным не будет. Они создаются коллективными усилиями всех участников законотворческого процесса, но ответственность парламентариев особая, так как на кнопки нажимаем мы. По всем законопроектам сессионной повестки проведена либо еще проводится большая экспертно-консультационная работа. Состоялось немало предметных дискуссий, обсуждений с участием не только депутатов и чиновников, но и практических работников, представителей общественности. По тому же проекту образовательного кодекса было высказано несколько сотен предложений и замечаний. Все они внимательно изучены и самое приемлемое будет учтено в окончательной редакции этого уникального документа. Ознакомившись с ним, любой вдумчивый человек скажет, что Республика Беларусь всерьез настроена на то, чтобы успешно двигаться вперед и устойчиво развиваться.
— В каком состоянии находится разработка законопроекта “О государственной инновационной политике”, на что указал уполномоченным органам Президент?
— Этот очень важный законодательный акт подготовлен Государственным комитетом по науке и технологиям и находится на этапе доработки и согласований в установленном порядке. Мы ожидаем его внесения в Палату представителей в ходе нынешней сессии.
— Реально ли Беларуси хотя бы в отдаленной перспективе занять достойное место на мировом инновационном поле? Как вы полагаете?
— Если усердно работать, то возможно очень многое. В республике еще с советских времен хорошая система образования, солидная научная школа с высоким научно-техническим потенциалом, что признано и за рубежом, создан Парк высоких технологий. У нас открытая экономика с ориентацией на экспорт, развитое промышленное производство. Достаточно статусные отрасли машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения, оптики, микроэлектроники, связи, нефтехимии. Поэтому базовая платформа для прочной включенности Беларуси в инновационную современность имеется. На этой платформе, созданной за годы суверенного пути республики, надо активно двигаться вперед, совершенствуя уже имеющиеся инновационные и технологические инструменты и генерируя новые. Это важнейший вопрос конкурентоспособности нашей страны в мире. Он находится в центре внимания Президента А.Г. Лукашенко, правительства и парламента. Стратегия инновационного развития экономики будет обсуждена на парламентских слушаниях, которые, как представляется, позволят увидеть срез существующих проблем, сконцентрировать на их решении все управленческие усилия и содержательно обогатить содержание проекта Закона “О государственной инновационной политике”.
— А почему бы не нам не скопировать опыт таких стран, как, скажем, Сингапур, Финляндия, Швеция, Израиль, Бразилия и некоторых других, где построили свои инновационные системы?
— Вот именно — свои инновационные системы. Простое копирование чужого, хотя и интересного, опыта — дело бесполезное, потому что к хорошему результату не приведет. Можно и нужно изучать прогрессивные идеи, эффективность которых подтверждена практикой, но использовать их с учетом национальных плюсов и минусов. Как нет абсолютно идентичных общественных и экономических систем, так не существует неких общих для всех технологических трансформаций. Нам не нужно кого-либо догонять, а делать ставку на свои интеллектуальные ресурсы, на то, что уже нами сделано и что уже востребовано на мировом рынке. Инновации, высокие технологии — это не теоретические абстракции, а вполне конкретный продукт интеллектуального труда. Чем более целенаправленно и последовательно мы будем создавать и стимулировать инновационную среду, в том числе законодательно, в различных секторах промышленности, в агропромышленном производстве, в развитии услуг, инфраструктуры, в сферах образования и науки, в частном бизнесе, в информационных коммуникациях, тем успешнее будем продвигаться к максимальному результату.
— Сил хватит?
— В нашей стране много прогрессивно мыслящих, умных, образованных, высокопрофессиональных специалистов и умелых, квалифицированных рабочих рук. Много толковых, эффективных управленцев. Даже в условиях серьезных испытаний последнего времени власть твердо и последовательно проводит политический курс на развитие страны, улучшение жизни людей. На мой взгляд, это ключ к решению самых сложных задач.