Из белорусских учебников по истории исчезли все герои XX века
06.10.2010 14:56
—
Новости Общества
За последние 17 лет из отечественных учебников по истории Беларуси постепенно исчезали ключевые фигуры. Как выяснила исследователь Татьяна Островская, героев с большой буквы, в которых так нуждаются белорусы, в учебниках вообще не так уж и много. Еще одна особенность – на их страницах популярным становится образ жесткого, но эффективного исторического деятеля.
В работе "Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик" аналитик Татьяна Островская в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (Литва) исследовала представления об истории Беларуси, которые формируют у учащихся 5-11-х классов отечественные учебники.
В анализе учебной литературы по истории Беларуси с 1993 по 2009 год Татьяна Островская особое внимание уделила формированию характеристик исторических деятелей.
- Мне кажется это важным, в первую очередь, для познания современности, поскольку культивированный образ героя всегда отождествляет установки сегодняшнего дня. Героические личности, к тому же, играют большую роль в консолидации нации. Без них не обойтись. Они - пример для подражания, - поясняет Татьяна.
Отражение истории в учебниках исследователь делит на три периода в соответствии с интерпретацией отечественного прошлого: антиколониальный (1993-1995), доминирование панславистской идеологии (1996-2001) и формирование национальной идеи (с апреля 2002-го).
Франциск Скорина – фигура удобная
Как подчеркивает Татьяна Островская, для всех трех периодов допустимыми фигурами являются древние деятели - Евфросинья Полоцкая, князь Витовт, Всеслав Чародей. Но единственная личность, которая остается позитивным символом Беларуси во все времена – Франциск Скорина.
- Это потому, что Скорина достаточно удобная фигура, - отмечает Татьяна Островская. - Он символизирует собой выход белорусской культуры за пределы нашей территории. С другой стороны, всегда представляется на страницах учебников как патриот белорусской земли, который трудится на благо народа.
А вот патриотизм Франциска Скорины трактуется в учебниках по-разному.
- В антиколониальный период – это любовь к достижениям родины, но в то же время признание достижений других культур. Во втором периоде патриотизм Скорины заключается в принятии Московского государства, а в третьем – первопечатник выступает уже как духовный лидер, объединитель нации, - обращает внимание на различие трактовок автор исследования.
Кастусь Калиновский – безрассудный юноша?
Вместе с тем оценка другой исторической личности – одного из руководителей национально-освободительного движения 1863-1864 гг. на землях Беларуси и Литвы Кастуся Калиновского за последние 17 лет радикально менялась.
В первые годы независимости белорусских школьников учили, что это национальный герой, достойный таких восторженных эпитетов, как “славный сын Беларуси”. Но уже в 1996 году восстание на белорусских землях учебники позиционируют как польское, а личность Кастуся Калиновского предают забвению.
- Ведь восстание было антироссийским, а учебники выходили в свет в период интенсификации отношений с Россией, - объясняет автор. – С 2002 года трактовка личности Кастуся Калиновского в учебниках вновь меняется. Он предстает перед школьниками безрассудным юношей, интеллигентным и образованным, но трагично и безрезультатно закончившим свою жизнь
По мнению Татьяны Островской, последняя трансформация образа Калиновского связана с тем, что “история национального освободительного движения из учебников исключается”.
Деятели XX века только мелькают в учебниках
Как отмечает автор исследования, второй период “стал отрицанием практически всех белорусских исторических фигур”, а в третий – “началось постепенное возвращение героя в белорусскую историю”, правда, в трактовке, выгодной для идеологии государства.
В то же время оказывается, что XX век предстает перед школьниками без героев с большой буквы.
- Иногда на страницах мелькают культурные деятели или деятели периода Второй мировой войны, но сведения о них представляются весьма кратко, - отмечает автор исследования.
Причины забвения Татьяна Островская связывает как со спецификой XX века, в котором происходит интенсификация коммуникационных процессов, а герои появляются, исчезают и быстро забываются, так и с возможным намерением исключить из новейшей истории всех значительных исторических деятелей, чтобы не создавать конкуренцию.
В контексте этих выводов, по мнению автора исследования, примечательно преподнесение личности Петра Машерова. Он являлся руководителем БССР двадцать лет, но в учебниках третьего периода этому государственному и политическому деятелю посвящены 1-2 абзаца.
Имен Беларуси не хватает
Как отмечает политолог Виталий Силицкий, при всем советском пафосе нынешней белорусской власти очевидна деперсонификация советской истории.
- Исчезают герои Великой Отечественной войны, Машеров... Связано ли это с денационализацией сознания или, наоборот, это какое-то пространство для нового конструирования, для появления новых героев и деятелей? - задается вопросом политолог.
Как знаковое событие третьего периода Виталий Силицкий отмечает переименование в белорусской столице проспектов Скорины и Машерова в проспекты Независимости и Победителей.
- Это стремление убрать из сознания народа личности, вычеркнуть имена, - констатирует политолог. - С другой стороны, в обществе есть спрос на яркие моменты и на героев. Этот спрос пока не удовлетворяется ничем.
Каков результат воздействия учебников на умы белорусов? В исследовании, проведенном в прошлом году актисометрической лабораторией “Новак” и Белорусским институтом стратегических исследований (Литва) была сделана попытка выстроить пантеон национальных героев. Два первых места в рейтинге заняли личности, которые были раскручены в советское время: Франциск Скорина и Петр Машеров. Несмотря на все изыски идеологов, белорусы чтят также Кастуся Калиновского.
- И самое страшное, что 40% сказали: не знаем, кто у нас национальный герой. Эту нишу надо заполнять. Я надеюсь, что наступит и четвертый период, который будет более персонализированным, более красочным не только в смысле иллюстраций в учебниках, потому что имен Беларуси не хватает, - резюмирует Виталий Силицкий.
В работе "Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик" аналитик Татьяна Островская в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (Литва) исследовала представления об истории Беларуси, которые формируют у учащихся 5-11-х классов отечественные учебники.
В анализе учебной литературы по истории Беларуси с 1993 по 2009 год Татьяна Островская особое внимание уделила формированию характеристик исторических деятелей.
- Мне кажется это важным, в первую очередь, для познания современности, поскольку культивированный образ героя всегда отождествляет установки сегодняшнего дня. Героические личности, к тому же, играют большую роль в консолидации нации. Без них не обойтись. Они - пример для подражания, - поясняет Татьяна.
Отражение истории в учебниках исследователь делит на три периода в соответствии с интерпретацией отечественного прошлого: антиколониальный (1993-1995), доминирование панславистской идеологии (1996-2001) и формирование национальной идеи (с апреля 2002-го).
Франциск Скорина – фигура удобная
Как подчеркивает Татьяна Островская, для всех трех периодов допустимыми фигурами являются древние деятели - Евфросинья Полоцкая, князь Витовт, Всеслав Чародей. Но единственная личность, которая остается позитивным символом Беларуси во все времена – Франциск Скорина.
- Это потому, что Скорина достаточно удобная фигура, - отмечает Татьяна Островская. - Он символизирует собой выход белорусской культуры за пределы нашей территории. С другой стороны, всегда представляется на страницах учебников как патриот белорусской земли, который трудится на благо народа.
А вот патриотизм Франциска Скорины трактуется в учебниках по-разному.
- В антиколониальный период – это любовь к достижениям родины, но в то же время признание достижений других культур. Во втором периоде патриотизм Скорины заключается в принятии Московского государства, а в третьем – первопечатник выступает уже как духовный лидер, объединитель нации, - обращает внимание на различие трактовок автор исследования.
Кастусь Калиновский – безрассудный юноша?
Вместе с тем оценка другой исторической личности – одного из руководителей национально-освободительного движения 1863-1864 гг. на землях Беларуси и Литвы Кастуся Калиновского за последние 17 лет радикально менялась.
В первые годы независимости белорусских школьников учили, что это национальный герой, достойный таких восторженных эпитетов, как “славный сын Беларуси”. Но уже в 1996 году восстание на белорусских землях учебники позиционируют как польское, а личность Кастуся Калиновского предают забвению.
- Ведь восстание было антироссийским, а учебники выходили в свет в период интенсификации отношений с Россией, - объясняет автор. – С 2002 года трактовка личности Кастуся Калиновского в учебниках вновь меняется. Он предстает перед школьниками безрассудным юношей, интеллигентным и образованным, но трагично и безрезультатно закончившим свою жизнь
По мнению Татьяны Островской, последняя трансформация образа Калиновского связана с тем, что “история национального освободительного движения из учебников исключается”.
Деятели XX века только мелькают в учебниках
Как отмечает автор исследования, второй период “стал отрицанием практически всех белорусских исторических фигур”, а в третий – “началось постепенное возвращение героя в белорусскую историю”, правда, в трактовке, выгодной для идеологии государства.
В то же время оказывается, что XX век предстает перед школьниками без героев с большой буквы.
- Иногда на страницах мелькают культурные деятели или деятели периода Второй мировой войны, но сведения о них представляются весьма кратко, - отмечает автор исследования.
Причины забвения Татьяна Островская связывает как со спецификой XX века, в котором происходит интенсификация коммуникационных процессов, а герои появляются, исчезают и быстро забываются, так и с возможным намерением исключить из новейшей истории всех значительных исторических деятелей, чтобы не создавать конкуренцию.
В контексте этих выводов, по мнению автора исследования, примечательно преподнесение личности Петра Машерова. Он являлся руководителем БССР двадцать лет, но в учебниках третьего периода этому государственному и политическому деятелю посвящены 1-2 абзаца.
Имен Беларуси не хватает
Как отмечает политолог Виталий Силицкий, при всем советском пафосе нынешней белорусской власти очевидна деперсонификация советской истории.
- Исчезают герои Великой Отечественной войны, Машеров... Связано ли это с денационализацией сознания или, наоборот, это какое-то пространство для нового конструирования, для появления новых героев и деятелей? - задается вопросом политолог.
Как знаковое событие третьего периода Виталий Силицкий отмечает переименование в белорусской столице проспектов Скорины и Машерова в проспекты Независимости и Победителей.
- Это стремление убрать из сознания народа личности, вычеркнуть имена, - констатирует политолог. - С другой стороны, в обществе есть спрос на яркие моменты и на героев. Этот спрос пока не удовлетворяется ничем.
Каков результат воздействия учебников на умы белорусов? В исследовании, проведенном в прошлом году актисометрической лабораторией “Новак” и Белорусским институтом стратегических исследований (Литва) была сделана попытка выстроить пантеон национальных героев. Два первых места в рейтинге заняли личности, которые были раскручены в советское время: Франциск Скорина и Петр Машеров. Несмотря на все изыски идеологов, белорусы чтят также Кастуся Калиновского.
- И самое страшное, что 40% сказали: не знаем, кто у нас национальный герой. Эту нишу надо заполнять. Я надеюсь, что наступит и четвертый период, который будет более персонализированным, более красочным не только в смысле иллюстраций в учебниках, потому что имен Беларуси не хватает, - резюмирует Виталий Силицкий.