Непреклонный прапорщик
Непреклонный прапорщик
Старший прапорщик Алексей Колодяжный практически безошибочно определяет, говорит человек правду или что–то утаивает... |
— Алкоголь, сигареты везете? — строго звучит дежурный вопрос пограничника.
Услышав ответ, старший прапорщик Алексей Колодяжный практически безошибочно определяет, говорит человек правду или что–то утаивает. Проработав контролером 12 лет, фальшь он угадывает моментально: по интонации, манере говорить, еле уловимым жестам.
А недавно он получил медаль «За отличие в охране государственной границы» из рук Президента Беларуси.
Отслужив срочную пограничником, Алексей, которому командиры предлагали остаться служить по контракту, надумал все же попытать счастья на гражданке. Но в середине 90–х там процветали в основном безработица и криминал, поэтому через полгода молодой человек вернулся на границу.
— Переехал жить в Верхнедвинск, а служить стал контролером в Григоровщине, — рассказывает мой собеседник. — Сначала досматривал пассажирские поезда, потом перевели в соседнее отделение пограничного контроля, на автодорогу. Помню, однажды меня терзали долгие сомнения по поводу подлинности штампа в паспорте одного из пассажиров автобуса. Насторожили размытые края печати. Но владелица документа на злодейку не походила: представительная дама, преподаватель вуза, спешит на научный симпозиум. Все–таки сомнения взяли верх, и ей пришлось выйти из автобуса, а позже экспертиза подтвердила мою правоту. Печать действительно оказалась поддельной.
Интуиция не подводила старшего прапорщика и в поисках контрабанды.
— В последнее время чаще всего нарушители пытаются тайно провезти сигареты и автозапчасти, — отметил Алексей Колодяжный. — Где только их не прячут: в сиденьях, под сиденьями, под кабинами, в капотах, в колесах, под запасками. В грузовиках делают двойное дно. Когда есть подозрения, пользуемся специальным эндоскопом, оборудованным видеокамерой, который «разглядывает» то, что скрыто от человеческого глаза в труднодоступных местах. Бывает, зовешь на помощь кинолога с собакой.
Недавно под обшивкой салона одного грузовика пограничник обнаружил 116 блоков сигарет, в другом отыскал двойное дно, где были спрятаны 224 блока сигарет. И сигареты, и автомобили, как обычно бывает в подобных случаях, по решению суда конфискованы в доход государства.
— А взятки предлагали? — интересуюсь у Алексея.
— Случаи были разные. Один литовец пытался въехать без медицинской страховки. Я ему объясняю, что страховка обязательна, ее можно купить в одной из двух страховых компаний прямо на границе. Он оформил другие документы, а эту страховку так и не сделал. Подходит, протягивает мне паспорт с деньгами. Я ему снова объясняю, куда нужно идти и нести эти деньги, чтобы застраховаться, он — ни в какую. Пришлось звать начальство. У другого водителя, который ехал транзитом из России в Литву, оказалась просроченная виза. Его, разумеется, не пропустили. Вернули документы и объяснили, что нужно сделать специальную однократную визу в отделе по гражданству и миграции либо ехать через Россию. Он согласно кивал, а потом принес мне деньги, мол, некогда мне тратить время на разъезды, пропустите так. В общем, мы друг друга не поняли, пришлось снова звать начальство.
— А самому не хочется стать начальством? Примерить офицерские погоны?
Ответ, признаться, немного удивил. Алексей оказался из тех прапорщиков, которые не мечтают стать генералами.
— Каждый человек должен заниматься своим делом. Пока мне моя работа нравится.
В Верхнедвинске, где Алексей живет с семьей, после 12–часовой рабочей смены его ждут жена Алена, сынишка и дочь. Двухгодовалый малыш с удовольствием примеряет папину зеленую фуражку. Кто знает, быть может, когда–нибудь он тоже почувствует притяжение границы...
Автор публикации: Марина КУНЯВСКАЯ