Полезно знать. Как сохранить здоровье школьнику
16.09.2010 16:00
—
Новости Общества
Нагрузки, которых с годами обучения в школе меньше не становится, оставляют свой отпечаток на здоровье. Когда специалисты анализируют состояние здоровья первоклассников и тех, у кого школа близится к завершению, – отмечают печальную статистику. Ежегодно у 28 тысяч детей регистрируются нарушений зрения, различные степени сколиоза - у 10 тысяч. Хотя условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до школы: 11% первоклассников имеют нарушения остроты зрения, 20% - дефекты речи, 20% - нарушения осанки.
"Если правильно организован режим труда и отдыха школьника, питание рациональное, внедрены действенные сберегающие здоровье технологии, мы можем добиться положительных результатов", - говорит главный внештатный специалист комитета здравоохранения Мингорисполкома по медицинскому обеспечению организованных коллективов Инесса Шевчик. Задача межведомственная, но без активной позиции родителей решить ее невозможно. Эксперт рассказала, на что в первую очередь следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье школьника.
Отказаться от питания в столовой можно, но не советуют
Во-первых, питание. Рост, обмен веществ и большая двигательная активность ребенка требует достаточной подпитки. По закону школьник может отказаться от питания в школьной столовой. Достаточно принести записку от родителей. Но учителей обязывают контролировать, чтобы этот ученик в течение дня ел: покупал что-либо в буфете или ходил обедать домой, если живет недалеко. По нормативам же - чтобы сохранить здоровье, школьник должен питаться каждые четыре часа, о чем на днях рассказала журналистам завотделением гигиены детей и подростков РЦГЭиОЗ Алла Малахова. Чем меньше ребенок, тем больше двигательная активность – это тоже следует учитывать.
Специалисты не рекомендуют отказываться от горячего питания в школе, где ребенок проводит большую часть времени. Растущему организму нужны белки жиры, углеводы, которые содержатся в пищевых продуктах.
- Для детского организма также важны кальций, фосфор, магний, железо и другие микроэлементы. Йод необходим для нормальной функции щитовидной железы, фтор - для развития. Микроэлементы кобальт, фтор и др. участвуют в обмене веществ, роста костей, кроветворения. Витамины являются регуляторами обменных процессов в организмы и способствуют повышению сопротивляемости организма ребенка к различным заболеваниям, - поясняет Инесса Шевчик. - Детям любого возраста полезны кисломолочные продукты, оказывающие благоприятное воздействие на процесс пищеварения и состав микрофлоры. Питание должно быть сбалансированным.
- Для детского организма также важны кальций, фосфор, магний, железо и другие микроэлементы. Йод необходим для нормальной функции щитовидной железы, фтор - для развития. Микроэлементы кобальт, фтор и др. участвуют в обмене веществ, роста костей, кроветворения. Витамины являются регуляторами обменных процессов в организмы и способствуют повышению сопротивляемости организма ребенка к различным заболеваниям, - поясняет Инесса Шевчик. - Детям любого возраста полезны кисломолочные продукты, оказывающие благоприятное воздействие на процесс пищеварения и состав микрофлоры. Питание должно быть сбалансированным.
- Сейчас в школах хорошо организовано питание: широко представлена буфетная продукция, необходимая детскому организму, изъяли все вредные продукты (чипсы, газировки), выделено диетпитание (предлагается как минимум два различных комплекса), - рассказывает специалист. - Ребенок может выбрать на свое усмотрение, а в некоторых школах есть возможность делать заказ.
Хотя возможность выбирать и заказывать блюда специалисты не всегда приветствуют. "У каждого есть любимые блюда, а для роста, развития организма нужны именно полезные блюда. Особенно значимы молочные продукты каждый день, рыба два раза в неделю, растительное масло и многое другое и многое другое. Почему-то рационы детского питания часто обеднены, когда школьники питаются дома", - рассуждает И.Шевчик.
От компьютера после уроков стоит отказаться
Второй важный момент – острота зрения, которая в процессе обучения снижается. И причина тому – длительное сидение за компьютером, перед телевизором, несоблюдение санитарных норм и правил. Существует и предрасположенность к снижению остроты зрения.
По информации Санэпида республики, за время обучения в школе число детей со снижением остроты зрения увеличивается в два раза. Если в возрасте 6 лет это наблюдается у 7,3% детей, то в подростковом возрасте – у 14,94%. По статистике, среди школьников в возрасте 15-17 лет заболеваемость близорукостью в три раза выше, чем у тех, кому от 14 и меньше. Специалисты с грустью констатируют, что за последние 10 лет заболеваемость близорукостью среди школьников увеличилась в два раза.
Есть санитарные нормы и правила, в которых оговорено время, в течение которого ребенок с нормальным зрением может сидеть за компьютером. Так, специалисты из санитарно-эпидемиологической службы Минска рекомендуют делать 10-15-минутные перерывы для отдыха глаз от зрительной работы в зависимости от возраста учащихся: в 1-3 классах - после 20 минут зрительной нагрузки, в 4-6 классах – после 25-30 минут, а в 7-м и более старших классах – после 35-40 минут.
Компьютер не только влияет на зрение, но и на осанку, за которой должны следить с ранних лет. Не только школа, но и родители ответственны за это. "В школе во время уроков посадку контролируют, а дома дети зачастую могут сидеть неправильно".
- Немаловажный фактор, на чем ребенок спит: постель должна быть достаточно жесткой, а не мягкой и проваливающейся, а подушка - невысокой. Приучать школьника нужно спать на спине – не калачиком.
Мебель подобрана должна быть согласно росту, локти должны лежать на столе. В зависимости от возраста должны быть соответствующие по продолжительности перерывы – т.н. физкультминутки, которые, по словам специалиста, играют немаловажное значение в профилактике нарушения осанки.
По действующим санитарным правилам физкультминутки в школах обязательны - перерывы в течение урока на упражнения для глаз, осанки и т.д. Отвечает за проведение разминки учитель, а контролировать должна администрация школы.
- В школах делается многое: и освещенность, и материально-техническая база значительно улучшена, - говорит специалист из комитета здравоохранения. - Но если не будет подпитки дома, если ребенок, придя домой, будет основное время проводить за компьютером, у телевизора…
Вместо музыкальной школы – спортивная секция
Без чего не может обойтись организм здорового школьника, так это физическая активность. Сидение за компьютером и учебные нагрузки сводят двигательную активность детей к нулю.
- Нагрузки на уроках физкультуры должны подкрепляться изо дня в день дома. Если два раза в неделю физкультура, а дома ребенок не выполняет ни гимнастики, ни прогулок, то и пресс болит, и другие мышцы "тянут". Физическую нагрузку школьник получает, но она нерациональная, - анализирует И.Шевчик. Физические нагрузки должна также соответствовать возрасту, состоянию здоровья и подготовленностью к ним школьника.
Но уже хорошо само по себе переключение мозга с умственной деятельности на физическую. А рациональные физические нагрузки - это профилактика заболеваний опорно-двигательной, сердечнососудистой системы, нервной системы, которые в процессе обучения в школе имеют тенденцию к росту, говорит специалист. Специалисты рекомендуют утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе.
Разумно сделать правилом – перерыв после уроков в школе, желательно на свежем воздухе. Если перерыв сопряжен с физической активностью – замечательно. "В неурочное время можно отдать предпочтение спортивным секциям. Важно, чтобы родитель контролировал ребенка с первого класса. Ведь у физически активного школьника даже занятия с репетитором в дальнейшем не будут требовать больших усилий", - говорит специалист комитета здравоохранения Мингорисполкома.
Первыми и последним должны быть более легкие уроки
Уберечь ребенка от учебных перегрузок может, безусловно, отсутствие этих перегрузок. По каждому классу есть типовой учебный план, который предусматривает количество уроков в неделю по тому или иному предмету. Он утверждается Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения. На сегодня он полностью соответствует санитарным правилам по максимальной нагрузке, рассказала завотделением гигиены детей и подростков ГУ "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" Алла Малахова.
- Например, если математики 5 часов при пятидневке, то желательно, чтобы она проходила ежедневно. В санитарных правилах также предусмотрено рациональное распределение уроков трудных и легких, дана ранговая шкала трудности уроков. Например, математике дается 12 баллов, а литературе – 5, - рассказала специалист. - При составлении расписания должна быть использована данная ранговая шкала: трудные уроки должны ставиться, как правило, в середине, а первыми и последними – более легкие. В новых правилах мы также написали, что последними или первыми трудные уроки должны быть не чаще одного раза в неделю. Это требование у нас никогда не выполнялось. Потому что если, например, учитель математики имеет пять уроков в день, то у него обязательно в каком-то классе урок будет пятым. Но самое главное, чтобы у одного и того же класса это не было системой.
По нормативам могут быть объединены два урока по предметам, изучаемым на повышенном уровне или изучаемым в 10-11 классах по 1 часу в неделю, а также при проведении лабораторных или контрольных работ. Лыжная подготовка во время физры и трудовое обучение (не у 1-4 классов) могут также объединяться в два урока.
Ранговая шкала трудности учебных предметов для учащихся
Предмет | 1-4 классы (баллы) | 5-11 классы (баллы) | |
1 | Математика | 12 | 12 |
2 | Иностранный язык | 10 | 11 |
3 | Белорусский, русский языки | 9-11 | 10 |
4 | Физика, Химия, Информатика | - | 9 |
5 | Биология | - | 8 |
6 | История Беларуси, Всемирная история, Обществоведение | - | 7 |
7 | География | - | 6 |
8 | Белорусская литература, Русская литература | 6-7 | 5 |
9 | Человек и мир | 5 | - |
10 | Трудовое обучение, Черчение | 3 | 4 |
11 | Физическая культура и здоровье | 4 | 3 |
12 | Изобразительное искусство | 2 | 1 |
Типовой учебный план предусматривает обязательную учебную нагрузку и факультатив. Только у нас в республике максимальная нагрузка оговорена с учетом факультативных занятий. В России, например, по словам специалистов, на факультативах можно заниматься хоть до ночи.
Максимальное количество уроков в день зависит от учебной нагрузки. Например, если во втором классе – 20 уроков в неделю с учетом факультативов, то четыре урока в день – максимум. А если в 10 классе – 32 урока, то два раза в неделю у десятиклассников будет по семь уроков.
По новым санитарным нормам, которые действуют с сентября, комплект учебников должен весить от 1,5 до 4 кг (1,5 кг для учащихся 1 - 2 классов, 2,5 кг для 3 - 4 классов, 3 кг для 5 - 6 классов, 3,5 кг для у7 - 8 классов, 4 кг для 9 - 11 классов).
Уроки в общеобразовательных учреждениях должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 – во вторую смену. Заканчиваться вторая смена должна не позднее 19.30.
А вот уроки физкультуры по-прежнему могут проводиться на открытом воздухе при температуре воздуха до -15º С.