Летел шар над Березою… Памяти воздушных странников

Источник материала:  
16.09.2010 12:49 — Новости Общества
15 лет назад в небе над Березой белорусская авиация расстреляла воздушный шар с американскими воздухоплавателями.

Летел шар над Березою… Памяти воздушных странников

В результате падения с двухкилометровой высоты погибли спортсмены-экстремалы Алан Френчель и Джон Стюарт. Военное командование оправдывалось, что "перепутало" спортивный объект с метеорологическим зондом, которые иногда залетают на территорию Беларуси. В свою очередь, международное сообщество поставило под сомнение профессионализм белорусских войск противовоздушной обороны, которые не в состоянии отличить пилотируемый летающий объект от того, что передвигается в автономном режиме, сообщает "Радыё Свабода".

12 сентября 1995 года в Швейцарии был дан старт международным соревнованиям воздухоплавателей. Поднявшись в воздух, "караван" двинулся на Восток. Как утверждали организаторы чемпионата на дальность полетов, о мероприятии были предупреждены диспетчерские службы всех стран, через воздушный коридор которых транзитом направлялись экипажи.

Без приключений пролетев над Германией, Чехией, Словакией, Польшей, в Беларуси гондола опытных путешественников, американцев Алана Френчеля и Джона Стюарта, была сбита военным вертолетом Ми-24 и рухнула на окраине дачного кооператива  рядом с городом Береза.

Свидетелем расстрела была пенсионерка Валентина Соловей, дача которой буквально в десятке метров от места падения шара. Она говорит, что пилот еще долго летал над дачами, чтобы убедиться, что задание выполнено:

"На американцах следов расстрела не было. Очевидно, они погибли от сильнейшего удара о землю - все-таки двухкилометровая высота была, когда они над нами летели. Удар был очень сильный, т.к гондола была очень разрушена.Потом американцев отвезли в госпиталь, в морг, а после тела переправили в Минск. А саму "корзину" вместе с другими вещами  погрузили на КамАЗ и также отправили в Минск".

Неожиданным свидетелем того, как принималось решение расстрелять воздушный шар с американцами, стал журналист Василий Зданюк. Как раз в тот момент он находился в кабинете командующего противовоздушными войсками генерала Валерия Костенко, который дал команду ликвидировать "беспилотный объект".

"Косвенным соучастником этого инцидента я стал абсолютно случайно. Работал тогда собственным корреспондентом редакции московского "Военного журнала", и накануне мне там поставили цель сделать интервью с командующим войсками белорусской противовоздушной обороны о создании единой белорусско-российской системы ПВО.  Я позвонил Валерию Костенко. На следующий день, 12 сентября,  пришел к командующему…", - рассказывает журналист.

"Уже во время беседы оперативный дежурный доложил генералу, что в зоне ответственности дивизиона, дислоцированного в Брестской области, зафиксирован неопознанный летающий объект. Летит на низкой высоте, на запросы не отвечает, надо срочно принимать решение. Костенко приказал поднять дежурный вертолет и после переговоров с командиром экипажа Ми-24 генерал пришел к выводу: аппарат беспилотный, и дал команду его уничтожить", - рассказывает Василий Зданюк.

По мнению журналиста, если бы Костенко несколько минут подождал, трагедии можно было бы избежать. Вслед за сбитым, как тогда рассуждали, "зондом" перелетел белорусскую границу следующий, затем другой. Через несколько месяцев Государственный пограничный комитет признал: почти за полгода до этого, в апреле, было получено письмо из Швейцарии, однако коридор, которого обязаны придерживаться спортсмены, был якобы неточно очерчен.

Капитан военно-воздушных сил в отставке Александр Пащенко в середине 1990-х на должности бортового техника вертолета Ми-24 служил в воинской части, расположенной неподалеку от деревни Засимовичи. Именно оттуда с приказом уничтожить опасный объект были подняты боевые вертолеты. Пащенко говорит, что для экипажа, который принимал непосредственное участие в ликвидации воздушного шара, было не меньшим шоком узнать после, что это они стали причиной смерти американских спортсменов. К тому же, стало понятно, что была возможность такой развязки избежать - через некоторое время под Малоритой был посажен аналогичный шар.

По его словам, экипаж, который сбил воздушный шар, несколько месяцев ежедневно куда-то вызывали. Непрерывно они курсировали между Пружанами и Минском. Но никто толком не мог понять, что делать дальше. Закончились же поездки тем, что всем дали по подарку в виде наручных часов с гербом Беларуси, с благодарственной надписью "За бдительность". Но как говорит Пащенко, экипаж свою вину подсознательно понимал – в отчаянии был выпит не один ящик водки.

За прошедшие полтора десятка лет никто из должностных лиц не взял на себя ответственность за инцидент. Государственная комиссия по выяснению причин трагедии так и не объяснила, действительно ли была необходимость сбивать воздушный шар. Кстати, первое время трагическую новость пытались вообще скрыть от общественности - посольство США в Минске только через сутки узнало о гибели своих граждан.

В прошлом году жена американского воздухоплавателя Джона Стюарта дала первое интервью за последние годы – кстати, для "Радыё Свабода".Кэролайн Стюарт-Джервис не скрывала огорчения, что после потери самого близкого человека она так и не дождалась извинений от белорусских властей. Также Стюарт-Джервис интересовалась у вашингтонского корреспондента, помнят ли о Джоне Стюарте и Алане Френчеле в Беларуси?

Вдову Джона Стюарта можно утешить разве тем, что уже в первую годовщину трагедии демократические активисты из Березы установили на месте падения американских воздухоплавателей памятный знак - камень с надписью "Прабачце" (простите). Инициаторы почитания говорят, что у импровизированного мини-обелиска почти всегда стоят живые цветы - так дачники вспоминают события середины 1990-х.



←В Киеве проходит конференция, посвященная убийствам журналистов. Говорят и о Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика