100 дорог: Наследие без наследников
Город со звездочкой
Быхов, основанный в XIV столетии, за свою многовековую историю заработал-таки репутацию города "со звездочкой". И не с одной. Звездочки эти военные, потому как Быхов при всех часто меняющихся владельцах до конца XIX века выполнял оборонительную функцию, а при Cоветах стал одной из самых значительных авиабаз в Союзе. СССР развалился, базу закрыли, могилы магнатов порастают мхом, а город все так же стоит, черпая силы для жизни теперь уже в производстве колбасы.
Как старые идеалы уходят в прошлое, уступая место новым, так реликты советской эпохи стыдливо тускнеют во дворах, вытесненные свежевыкрашенными инсталляциями БРСМ. Зарастают травой взлетно-посадочные полосы Быховской авиабазы. До расформирования в 1991 году она была стратегическим объектом всесоюзного значения. Здесь принимали все типы воздушных судов, в том числе самолеты с грузами из Афганистана. Помимо всего прочего доставляли они и печально знаменитые цинковые гробы с останками солдат.
Во многом из-за "афганских рейсов" в 70-80-е годы Быхов имел такую же репутацию, какую сейчас имеет Светлогорск. Говорят, именно с борта такого самолета в город впервые попал гашиш. Как бы там ни было, для страны развитого социализма ситуация с наркотиками здесь была неприлично запущена.
Центр города мы так и не нашли. Зато сразу отыскали быховскую синагогу, точнее то, что от нее осталось. Но даже эти останки впечатляют. Стены толщиной в два метра, высокие изящные своды, башни с бойницами и самое главное – бима, одна из двух сохранившихся в Беларуси (вторая находится в одном из гродненских храмов). Бима – это возвышение, предусмотренное в синагогах, на котором стоял стол для чтения свитка Торы.
Не все местные жители знают историю своего города:
– Еврейский замок... – неуверенно протянула быховчанка средних лет, взглянув на синагогу.
Другой ответ в корне расходился с первым:
– Так это же тюрьма была, – без тени сомнения ответил мужчина.
Израильский народ помнит свою историю. В начале девяностых в райисполком поступило предложение о полной реставрации синагоги на деньги еврейской общины. Но, как это часто бывает, договориться не удалось, и руководство района сказало решительное "нет" этой заманчивой перспективе. И поспешило снять со стен замка памятную табличку, указывающую, что это за сооружение. Чтобы не позориться перед туристами. Очень спорный вопрос, что же больше позорит администрацию района: отсутствие внимания к историческому памятнику или отрицание его существования.
Замок в Быхове также имеется. Построенный в начале 1619 году гетманом Ходкевичем, но уже через пару лет отошедший Сапегам, он до конца XIX века оставался не столько резиденцией, сколько фортификационным сооружением. Замок благополучно пережил все военные потрясения четырех столетий, начиная от казацко-крестьянской войны и заканчивая Второй мировой. Сложись обстоятельства удачнее, туристы и сегодня приезжали бы посмотреть на быховский замок. Но это тот случай, когда люди разрушили то, что пощадили войны.
В начале "нулевых", когда замок медленно разрушался под действием дождя и ветра, в городе появился человек, назвавшийся наследником рода Сапегов. Ему поверили на слово, тем более что приезжий пообещал восстановить исторический памятник и сразу же развернул кипучую деятельность: убрал мусор, накрыл крышу, нанял рабочих и споро построил в замке цех по деревообработке. Но, как говорят, недолго музыка играла: в августе 2004-го случился пожар. Крыша сгорела, и замок "мерз" всю зиму, в результате чего начали рушиться стены. Пока быховчане охали да ахали, наследник под шумок скрылся из города, и с тех пор о нем никто не слышал. До сих пор точно не известно, был ли пожар несчастным случаем. Местные жители поговаривают, что "Сапега" вел несанкционированные раскопки на территории замка и устроил пожар, чтобы замести следы.
Наш вопрос "А было ли что искать?" встретили удивленные взгляды. Под замком находится разветвленная система подземных ходов и комнат, многие из которых были забаррикадированы еще до прихода в город немцев. Те же во время Великой Отечественной войны превратили замок в свой штаб и по совместительству основное место для пыток евреев со всей округи. Здесь пытали и убивали иудеев с размахом, слишком широким для такого небольшого городка. Очевидцы рассказывали, что "арийцы" расстреливали женщин в упор и ломали позвоночники детям, бросая их на лестничные перила. Со дна замкового рва в последний раз увидели небо более четырех тысяч евреев. После освобождения города при попытке открыть двери в подземных лабиринтах произошел выброс трупного газа. Экспедицию свернули, а тела до сегодняшнего дня остаются замурованными внутри.
Остров былого могущества рода Сапегов снова оказался в распоряжении дождя и ветра. А вода, как известно, камень точит.
Руины дворца использовались в качестве декораций при съемке фильма "Днепровский рубеж".
Фото: Сергей Головач
В редакции местной газеты "Маяк Прыднепроўя" с нами любезно поделились некоторыми архивными немецкими фотографиями Быхова времен Второй мировой войны.
На месте церкви сейчас стоит крест.
Дворец и церковь стоят еще целые
И дворец, и винзавод
О том, что недалеко от райцентра, в деревне Грудиновка, находится прекрасно сохранившаяся усадьба XIX века, нам рассказали сотрудники газеты "Маяк Прыдняпроўя". Унылое зрелище Быховского замка все еще стояло перед глазами. Недоверчиво переглянувшись, мы спросили дорогу.
Усадьба действительно сохранилась. Среди покосившихся, ветхих деревенских домов она выглядит как аристократка среди крестьянок. Это дворцово-парковый ансамбль, принадлежавший графам Толстым и из резиденции последней владелицы, Александры Григорьевны Толстой, превратившийся сначала в винзавод, после в школу, а затем в санаторий для детей с заболеваниями сердца. Видимо, это и спасло дом от полного разрушения. Интернат расформировали в 1991 году, после аварии на ЧАЭС.
Недалеко от усадьбы находится больница, построенная еще сердобольной графиней Толстой. Владелица приезжала в Грудиновку каждое лето, ухаживала за больными, а всем детям, родившимся в больнице, выделяла небольшое приданое.
Нам не пришлось ломать дверь, чтобы попасть внутрь дворца. Становится немного жутко, когда первое, что видишь, зайдя в заброшенное здание, – это рисунки детей на стенах. В некоторых комнатах даже пол уже прогнил, а вот в других до сих пор сохранились остатки обоев на стенах. Говорят, что усадьба была построена из специально заказанного английского кирпича. А на плитке все того же заграничного производства с обратной стороны осталось клеймо завода.
Логично было бы предположить, что открытое здание с целой крышей и крепкими стенами давно стало пристанищем для бездомных. Ну или, по крайней мере, местом отдохновения для местной молодежи. Но то ли бомжей, алкоголиков и любопытных школьников в Грудиновке нет, то ли никто из них не знает, что усадьба открыта. Как бы там ни было, внутри дома практически нет бутылок и прочих твердых бытовых отходов, а также отходов жизнедеятельности человека, указывающих на наличие посетителей.
При строительстве усадьбы был разбит очень красивый парк, композиция которого была основана на принципе открытых дальних перспектив. С дворцового балкона было видно искусственное озеро с островом. Старожилы рассказали, что берега озера несимметричны и образуют первую букву имени возлюбленного графини Толстой. Если учесть, что графиня получила усадьбу в наследство от покойного мужа, а само озеро было создано еще до ее рождения, то этот интересный факт переходит в разряд легенд.
Сейчас парк медленно, но верно исчезает с лица земли. Кое-где еще растут деревья-долгожители, в частности сохранился старый дуб, который в округе считается символом влюбленных. Но большинство деревьев было вырублено во время советской власти. Парк сильно пострадал от бессистемных насаждений, размывших его территорию. Это является одной из причин, по которым реконструкция усадьбы отложена в долгий ящик. У райисполкома нет средств даже на то, чтобы отремонтировать дворец, не говоря уже о восстановлении парка. Кроме того, практическая польза от этого весьма сомнительна. Территория дворцово-паркового ансамбля и через двадцать лет после Чернобыльской аварии остается небезопасной для туристов: уровень радиации тут достигает 6 кюри\м2.
Местные жители только рады отсутствию внимания к усадьбе. Особенно со стороны прессы.
– И хорошо, что не пишут. Меньше любопытных сюда приедет, меньше отдерут от замка, – услышали мы неохотное признание.
* * *
Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype smotritutby.
* * *
Читайте по теме "100 дорог":
"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси
"100 дорог": По следам страны Советов
"100 дорог": На похоронах истории
"100 дорог": Они все такие разные
"100 дорог": Борис Гребенщиков: Я всегда с удовольствием приезжаю в Беларусь
Генеральный партнер проекта
3G life:) - Ощутите самую высокую скорость мобильного Интернета в Беларуси вместе с 3G life:)! Вы можете в режиме онлайн смотреть видео, слушать интернет-радио в высоком качестве, загружать ваши любимые mp3-композиции, видеоклипы и фильмы с самым быстрым мобильным доступом к сети Интернет в Беларуси. Подробности на сайте www.life.com.by. |
Технический партнер проекта
| СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by. |
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by. |