Экономику развиваем. И про долги не забываем. Кому и сколько должна Беларусь и на что тратятся внешние займы?
Внешнеэкономическая конъюнктура последних двух лет, падение спроса на зарубежных рынках потребовали от правительства поиска альтернативных источников поступления валюты в страну. Одним из механизмов привлечения денег являются внешние заимствования. Этим летом состоялся долгожданный дебют Беларуси на рынке еврооблигаций. Еще раньше мы взяли кредиты у МВФ, Всемирного банка, России, Китая, Венесуэлы. Но любой долг рано или поздно придется отдавать. Поэтому очень важно полезно и с толком распорядиться этими деньгами.
Выгодный портфель
Стоит отметить, что сегодня практически все страны в мире живут в долг. В принципе, это нормальная экономическая практика. Другое дело — какова сумма этого долга и на какие цели идут средства: на поддержку реального сектора экономики, пополнение золотовалютных запасов или банально “проедаются”. Размеры долга могут исчисляться от нескольких десятков миллиардов долларов, как, например, в Греции, Ирландии, Испании, до 13 триллионов долларов, как в США. Правда, Америка может позволить себе залезать в долги независимо от эффективности своей экономики, потому что у нее есть самая настоящая “палочка-выручалочка” — печатный станок.В Беларуси с 2008 года внешний государственный долг вырос с 2,3 миллиарда долларов до 9,5 миллиарда. Наибольший удельный вес в общем объеме кредитов занимают кредиты МВФ, России и Китая. На обслуживание долга страна в следующем году потратит из бюджета 695 миллионов долларов. В Министерстве финансов утверждают, что объем внешнего госдолга сохраняется на экономически безопасном уровне, а долговой портфель в целом весьма выгодный для нас. К примеру, средняя процентная ставка по внешнему долгу составляет 3,74 процента годовых, средний срок до погашения — чуть больше шести лет.
Деньги должны работать
В 2011 году правительство рассчитывает осуществить новые заимствования на сумму 2,2 миллиарда долларов. — Стратегия управления госдолгом на среднесрочный период заключается в обеспечении потребностей государства в финансовых ресурсах для устойчивого экономического роста, — сообщил министр финансов Андрей Харковец. — Деньги пойдут на модернизацию экономики и обеспечение экономической безопасности государства по уровню золотовалютных резервов. В частности, связанные кредиты Китая (один миллиард долларов) и Всемирного банка (около 119 миллионов долларов) будут направлены на реализацию масштабных инвестиционных проектов по модернизации энергетической системы. Средства пойдут также на создание новых производств. В их числе строительство завода сульфатной беленой целлюлозы на базе Светлогорского целлюлозно-картонного комбината, строительство завода индустриального домостроения, создание производства кальцинированной соды в Мозырском районе. Запланирована и реализация ряда инфраструктурных проектов.
Порог безопасности
По мнению экспертов, пока внешний долг не представляет серьезной проблемы для страны и, по некоторым оценкам, составляет сейчас около 30 процентов от ВВП. Для сравнения: в странах ЕС критический порог — 60 процентов, и 20 государств его уже превысили, говорит заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ кандидат экономических наук Георгий Гриц. — Но тут есть другая проблема, — предупреждает эксперт. — Основной долг мы начнем возвращать через пять лет, а проценты — уже со следующего года. Поэтому очень важно направить деньги на быстроокупаемые проекты и выпуск высокотехнологичной продукции. Сделать это непросто, если учесть, что 80 процентов оборудования на отечественных предприятиях имеет высокую степень физического износа. Средняя рентабельность по стране у нас 7—8 процентов, а те же евробонды мы заимствуем под 8,5 процента.Поэтому Беларуси надо ускоренными темпами создавать конкурентоспособную экономику, приобретать новые технологии и оборудование, строить новые предприятия и повышать рентабельность производства.В кризисные времена увеличение долга в принципе оправданно, считает финансовый аналитик Сергей Чалый. Пока мы потребляем больше, чем зарабатываем, и дефицит платежного баланса должен чем-то покрываться. Но чтобы выплата госдолга через несколько лет не легла тяжким бременем на бюджет, экономика должна заработать более эффективно. Тогда мы сможем безболезненно рассчитаться с долгами.