«Когда ты сочиняешь эпиграммы, ты сам себе копаешь яму»
Так Валентин Гафт когда-то сам оценил свое поэтическое творчество
В свои 75, которые потрясающий артист, любимец публики и обаятельнейший человек отметил на днях, он по-прежнему, пусть и значительно реже, пишет короткие едкие послания своим коллегам. В его записной книжке эпиграммы только на друзей, на тех, с кем посчастливилось работать на одной сцене или в кадре. Поначалу на него многие обижались, но со временем поняли, что он говорит чистую правду. Вот как, например, ему ответил его друг Зиновий Гердт:
Он гением назвал меня,
Но это было днем,
А вечером того же дня
Назвал меня говном.
------------------------------------
Гафт шутит лишь над теми, кто ему очень дорог. Одну из своих первых эпиграмм он написал на свою давнюю подругу Лию Ахеджакову.
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Великолепно! В самом деле,
Всегда играет на пределе.
Актриса высоко оценила стихи Гафта и по сей день является одним из главных его цензоров. Написав новую эпиграмму на какого-нибудь актера, он обязательно звонит Ахеджаковой, кстати, благодаря которой он попал в фильм «Гараж». Позже многим актерам из рязановского фильма досталось по несколько строк.
------------------------------------
Андрею Мягкову
Не будь «иронии» в судьбе,
Мы б не узнали о тебе.
------------------------------------
Ие Саввиной
Все это правда, а не враки
И вовсе не шизофрения:
В Крыму гуляли две собаки:
Поменьше — шпиц, побольше — Ия.
------------------------------------
Неоднократно Валентину Иосифовичу приходилось сталкиваться на одной съемочной площадке с Людмилой Гурченко. И актер знает, что говорит:
Ей повезло все знать, все мочь,
Хоть водку глушит из стакана.
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.
------------------------------------
Гафт никогда не боялся высказываться в стихах и о своем начальстве. Вот как он «отблагодарил» Олега Ефремова, который в 1969 году пригласил его в «Современник», в котором он служит по сей день.
Олег! Не век — полвека прожито!
Ты посмотри на рожу-то!
------------------------------------
Есть в «багаже» актера и эпиграмма на нынешнего художественного руководителя театра Галину Волчек.
В ней — толковой — совместилась емко
Любовь к искусству и комиссионкам.
------------------------------------
Много у Гафта признаний в любви и таланту.
Владимиру Высоцкому
Ты так велик и так правдив —
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив,
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений:
Ты просто наш советский гений!
------------------------------------
Кириллу Лаврову
Твоя фамилия — Лавров.
Я лавры дать тебе готов.
За то, что ты живешь на сцене
И на экране как актер.
Продолжу старый разговор:
Нельзя опять остановиться,
С триумфом ждет тебя столица.
------------------------------------
Ирине Муравьевой
В искусстве для тебя теперь
раскрыты двери.
И зря твердит молва: «Москва
слезам не верит».
Сыграла Ира очень натурально.
Еще чуть-чуть, и будет
гениально.
------------------------------------
Нине Ургант
Любить тебя должны за то:
За «Белорусский твой вокзал»,
За песню лучшую в кино!
Я потрясен! Я все сказал!
------------------------------------
В народе гуляет множество интересных высказываний, авторство которых, как оказалось, принадлежит именно Гафту. Вот что он сказал об отце и сыновьях Михалковых:
Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!
------------------------------------
И про Армена Джигарханяна:
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
------------------------------------
Михаилу Козакову
Неполноценность Мишу гложет,
Он хочет то, чего не может,
И только после грамм двухсот
Он полноценный идиот.
Все знают Мишу Козакова,
Всегда отца, всегда вдовца.
Начала много в нем мужского,
Но нет мужского в нем конца.
------------------------------------
Игорю Кваше
Артист великий, многогранный.
Чего-то взгляд у Вас стеклянный.
Быть может, это фотобрак?
Но почему хорош пиджак?
------------------------------------
Леониду Каневскому
Хоть Леня дорог самому Эфросу,
Размер таланта уступает носу.