Летчики НАТО будут тренироваться на белорусских самолетах
На бывшей исландской военной авиабазе Североатлантического альянса Кефлавик, которая служила опорным пунктом НАТО в период «холодной войны», могут появиться две эскадрильи Су-27. Поставщиком российских истребителей должен выступить белорусский экспортер вооружений — компания «Белтехэкспорт».
По информации Financial Times, исландское правительство ведет сейчас переговоры о сдаче авиабазы в аренду частной компании ECA Program — она-то и намерена купить у Беларуси истребители «Сухой» на сумму 1,5 млрд. долларов, чтобы использовать их в качестве условного противника при обучении военных пилотов различных стран. В ECA Program утверждают, что заявки на подготовку пилотов в Кефлавике уже направили ВВС пяти стран мира. Каких — не сообщается.
«Мы своего рода агентство по прокату автомашин в мире военной подготовки», — говорит голландец Мелвилл Тен Кате, один из основателей компании ЕСА.
Он подтвердил в интервью БелаПАН, что с «Белтехэкспортом» подписано «несколько контрактов, которые подразумевают большие заказы для белорусских компаний». ECA Program приобретет у Беларуси 15 российских Су-27, возможность закупки еще 18-ти воздушных судов рассматривается. Однако, отметил Тен Кате, «учитывая вопросы безопасности и конфиденциальности», за комментариями следует обращаться в «Белтехэкспорт».
Однако получить комментарии представителей белорусской компании БелаПАН пока не удалось. В этой сделке многое окутано тайной. В понедельник «Белтехэкспорт» заявил, что ничего не знает о сделке, хотя ранее он подтвердил информацию о ней Financial Times. Отрицает свою причастность к сделке и российская государственная компания «Рособоронэкспорт», занимающаяся экспортом вооружений.
Между тем г-н Тен Кате утверждает, что первая поставка самолетов, изготовленных в России и модернизированных в Беларуси, ожидается уже в октябре. Финансируют проект инвесторы с Ближнего Востока и из Азии, а в будущем его акции могут быть размещены на бирже.
Тен Кате уверяет, что самолеты будут неспособны нести оружие на борту, а зону для тренировочных полетов вынесут из воздушного пространства Исландии. Тем не менее, новость уже вызвала скандал в Ирландии, не имеющей собственных вооруженных сил. Критики изображают ECA Program как таинственную «частную армию», заполняющую «вакуум безопасности», который возник, когда американские военные в 2006 году покинули Кефлавик.
Судя по всему, правительство Исландии, сильно пострадавшее от мирового финансового кризиса 2008 года, максимально серьезно относится к сделке с ECA Program: компании уже выданы сертификаты, без которых импорт русских самолетов невозможен. Для реализации проекта уже подыскиваются около 45 пилотов Су-27, а также наземный персонал. Летчикам предлагается зарплата в размере 160 тыс. евро в год — это даже больше, чем прилучают в пилоты в пассажирских авиакомпаниях.
Однако источник в «Рособоронэкспорте» заявил «Ведомостям», что сомневается в реальности сделки. Поддержание таких сложных и дорогих в эксплуатации машин, как Су-27, неизбежно потребует постоянной продажи запчастей из России и авторского надзора со стороны «Сухого», но российской стороне невыгодно помогать подготовке пилотов против своих гораздо более выгодных клиентов, купивших у нее новые истребители Су-27/30. Кроме того, продажа Беларусью всех своих Су-27/30 (а их у нее имеется около 20 единиц) оставит ВВС страны без наиболее ценных самолетов.
В истории закупки истребителей советского производства для тренировки против них западных пилотов были — в середине 90-х США купили у Молдавии 21 МиГ-29, в 2000-е годы Украина продавала свои Су-27 в США для тех же целей. Более того, и сама Россия в 90-е годы обучила двух японских летчиков пилотированию Су-27 — японцам это было явно нужно, чтобы познакомится с самолетом, который Россия продавала в Китай. Но сейчас Москва не только не пойдет сама на подобные сделки, но и окажет давление на те страны, которые попробуют продать еще советскую технику для таких целей, полагает источник.
Если сделка все-таки состоится, она станет крупнейшей продажей истребителей частному покупателю и первым крупным соглашением об импорте российских боевых самолетов в страну НАТО.