Как вернуть престиж учителю и знания студенту
Образование в Беларуси – пустоцвет
Преподаватели в почете, когда они получают высокую зарплату, имеют время на творческое развитие, индивидуальную работу со студентами, свободу выбора методик обучения. Ученые в почете, когда они входят в число самых высокооплачиваемых специалистов, когда их достижения ценят промышленники, предприниматели и аграрии, когда их патенты и изобретения, книги и монографии делают жизнь людей лучше, а страну конкурентоспособнее.
Школы и университеты являются приоритетом, если они получают адекватное финансирование, имеют свою богатую материальную базу, независимы от воли политиков и бюрократов, гарантируют научную и творческую свободу и плюрализм, готовят конкурентных специалистов для реальной жизни.
К сожалению, в Беларуси система образования – это не цвет, а пустоцвет и даже сухостой.
В школы и университеты талантливых людей, желающих сделать полноценную карьеру в системе образования, не загонишь. Когда молодой специалист начинает карьеру в школе/вузе с зарплаты 100-150 долларов в месяц, социального престижа и почета для образования не добьешься. Работа в системе образования редко дает моральное удовлетворение, материальное благополучие и социальное признание. Поэтому каждый третий преподаватель вузов – пенсионер, а средний возраст преподавателей приближается к 45 годам.
Девальвация белорусского диплома и коммерческий вал в образовании
Сегодня почти две трети белорусских студентов платят за высшее образование. Стоимость года обучения в вузе доходит до 2000 долларов. При существующих ценах среднестатистический белорус должен работать 21 месяц, чтобы оплатить 5-летнее обучения своего ребенка. И это не считая расходов на жилье, питание, одежду и книги. С учетом реальных расходов белорусов на образование, на обучение ребенка в университете необходимо копить деньги 10-12 лет.
Но несмотря на дороговизну образования, зарплаты преподавателей унизительно низки. Заказчик – студент – платит немалые деньги, но в результате получает не полноценный, признанный в мире диплом, а обыкновенные «корочки». И пожаловаться некому.
Министерство образования совмещает в себе функции собственника государственных учебных заведений, законодателя, лицензиара и контролера.
Распространены перекосы и в другую сторону. Студентов-платников тянут за уши с курса на курс, несмотря на удручающе низкий уровень знаний. В погоне за длинным рублем администрация вузов принуждает преподавателей завышать оценки и выдавать дипломы, а у студентов вырабатывается опасный рефлекс: «за деньги можно получить любую оценку».
Что думают белорусы о системе образования
Согласно опросу общественно мнения, проведенному в июле 2010 года, в 59% семей белорусов нет детей в возрасте до 18 лет. В 28% семей есть один ребенок и в 12% - два. Только в 8% семей есть дети, которые ходят в начальную школу, в 16% - в среднюю и в 6% - в вузы.
За границей учатся дети только 1% белорусов. На вопрос, «Если бы у вас были дети, где бы вы хотели, чтобы они учились, в Беларуси или за границей», 56% респондентов ответили, что в Беларуси, и только 18% - за границей.
Больше половины белорусов продолжает считать, что образование в Беларуси лучше, чем в западных странах. 86% белорусов считают, что средние школы должны оставаться полностью и, главным образом, государственными. За такую же форму собственности в отношении вузов выступает 82% населения.
Идея о том, что образование должно быть государственным, настолько глубоко засела в мозгах людей, что допускать частных инвесторов в эту сферы люди не готовы. Очевидно, сказывается плохая репутация многих частных белорусских вузов, которые стали продолжением номенклатурных образовательных проектов, а не настоящими независимыми автономными университетами.
56% белорусов считают, что прошлогодняя реформа системы образования идет в правильном направлении и только 11% ответили, что был выбрал неправильный путь.
25% белорусов негативно оценивают существование неофициальных дополнительных затрат (на ремонт, например), но столько же считает это положительным фактором. 20% считают доступность образовательных учреждений (легко поступить) недостатком, а 33% - достоинством. 44% белорусов хорошо оценивают профессионализм учителей и персонала. Недовольны им только 9% населения.
Складывается парадоксальная ситуация. Специалисты в области образования, семьи с детьми учениками и студентами весьма критично относятся к белорусской системе образования. Однако большинству ее проблемы неведомы. Поэтому нет давления общественности на политиков и чиновников реформировать систему образования.
10 шагов навстречу современному образованию
Ответственные полисимейкеры должны смотреть в будущее, а не ориентироваться на взгляды ностальгирующего по советской школе большинства. Реформа системы образования – это дело не одного года. Она не может быть следствием авторитарного решения президента или узкой группы технократов. Нужна полноценная общественная дискуссия по проблемам образования. Требуются инновационные решения в области финансирования образовательных учреждений, их регулирования, определения полномочий администрации школ, родителей, студентов.
Конкретные шаги по модернизации системы образования Беларуси – это:
1) предоставление вузам широкой автономии, безвозмездная передача всех активов и земли в собственность университетов, преобразование их в открытые акционерные общества;
2) снижение учебной нагрузки для учителей школ до 700 часов в год, предоставление учителям школ и преподавателям университетов каждого седьмого года работы академического, полностью оплачиваемого отпуска;
3) повышение средней зарплаты в системе государственного бесплатного образования для учителей (одна ставка) до 500 долларов в месяц.
4) введение стандарта количества учеников в классе: до 20 в начальной школе, до 24 – в средней; максимум в студенческой группе – 30 человек;
5) ликвидация ВАКа, переход на стандарты Евросоюза в области научной работы;
6) отмена принудительного распределения студентов;
7) предоставление университетам права свободного выбора порядка определения уровня знаний абитуриентов для поступления;
8) снятие бюрократических барьеров на пути создания и функционирование частных школ и университетов, создание независимого агентства по регулированию рынка образовательных услуг;
9) разделение бесплатного и платного обучения: выделение 20 государственных вузов, в которых исключительно за счет бюджета ежегодно будут обучаться 20 тысяч студентов. Остальные вузы не будут получать государственное финансирование и будут самостоятельно определять условия предоставления образовательных услуг.
10) разработка законодательства по введению образовательных ваучеров, государственное финансирование обучения за рубежом тех белорусских студентов, которые самостоятельно поступили в лучшие университеты мира.