Небо в полосочку

Источник материала:  


Традиционный сезонный заработок для большинства столичных студентов и школьников - разгрузка трейлеров с арбузами на оптовом рынке ТЦ «Ждановичи» - удовольствие сомнительное. За 10 часов под палящим солнцем, с ног до головы в грязи, белорусские дети и мужчины, чья жизнь не сложилась удачно, зарабатывают свои Br25-50 тыс. у строгих хозяев из Азербайджана. Корреспондент «БелГазеты» решил попробовать вкус настоящего «арбузного хлеба» и в рамках журналистского эксперимента нанялся на один день разгружать трейлеры на Ждановичах.


В 8 утра на территории оптового рынка закипает импровизированная биржа труда. Студенты ходят со старыми школьными рюкзачками, где лежит сменная одежда и бутерброды, которые не будет времени съесть; профессиональные грузчики тащат с собой тележки и бутылки с водой. Работу ищут по трое-четверо - примерно столько рабочих требуется на разгрузку одной машины.

(На фото: Испробовав на собственной шкуре, почём «арбузный хлеб», корреспондент «БелГазеты» к вечеру едва добрался до родимой редакции )

Бывалые грузчики сами ходят по рынку и подбирают себе команду. Меня и троих ребят (7-й и 8-й класс школы) останавливает Сергей. На вид ему около 40, он один из местных «старожилов». Ждем хозяина: вчера он продал целую фуру арбузов, сегодня на рынок не торопится. Из-под земли тем временем вырастает красный от праведного гнева выходец из Азербайджана и начинает поливать Сергея площадной бранью, общий смысл которой сводится к следующему: «Я договорился с этими ребятами, зачем ты их увел, зачем лезешь не в свое дело?» «Я спросил, есть ли у них работа, - не поддается на провокации Сергей. - Они сказали, что работы нет. Вот я и взял их к себе на машину». «Что он вам сказал? Спросил, есть ли работа? Или сказал, что даст Br60 тыс.?» - нападает на ребят азербайджанец. «Спросил, есть ли работа», - мямлит один из них; разгружать арбузы они пришли в первый раз. «Вы же со мной договорились!» - кричит азербайджанец. «Не кричи на них - это же дети», - замечает Сергей. «Какие дети, не лезь не в свое дело! Если пришли на рынок зарабатывать деньги, то уже не дети! Работы вы сегодня на рынке не найдете! Хозяин этой фуры - мой двоюродный брат, никто вас на работу не возьмет!» - орет азербайджанец. «Все вы тут двоюродные братья», - бормочет Сергей и старается успокоить мальчишек.

Действительно, они договорились ранее с темпераментным южанином, он предложил им по Br20 тыс. за день, но потом он куда-то пропал, и они пошли искать другое место. «За Br20 тыс. тут даже алкаши работать не будут, - сплевывает наш «старший». - Приезжают сюда, разводят нас, как дурачков, на деньги - и уезжают обратно домой. Или покупают здесь за два сезона квартиру и живут в Минске - считай, уже белорусы».

Работать с азербайджанцами тяжело, считает Сергей: «Я работал однажды у белорусов - вот это было совсем другое дело. Нормальные ребята, все по-честному, все понимают, с деньгами не обижают, голоса не повысят». В «раю» у белорусов Сергей пробыл две недели, пока однажды после работы не напился и не пропустил два дня подряд:«Я их видел, стоят вон там. Но теперь даже стыдно подойти - спросят, где был. Я еще подожду пару дней и потом скажу, что в больнице лежал».

Появляется хозяин фуры, критически осматривает «команду». Мне и Сергею предлагает по Br50 тыс. за день, ребятам - Br100 тыс. на троих. «Не играем, работаем! Малой, работаем! Играть дома надо!» - под окрики патрона выносим из фуры весы на 2 т, выставляем арбузы на землю для «витрины». Торговать пока не с кем - первые покупатели еще только подтягиваются. До обеда продаем арбузы только оптом, только первому покупателю продаем один арбуз покрупнее. Хозяин крестится полученной купюрой, целует ее, бормочет, проводит купюрой по арбузам на «витрине» - на удачу.

Хозяина зовут Янча. К нему подходят его соотечественники-азербайджанцы, садятся на корточки, разрезают три арбуза, хохочут и демонстрируют золотые зубы. Янча заставляет нас убрать за «гостями» арбузные корки и семечки, которые те бросали себе под ноги, - не ровен час подойдет инспекция.

Янча оказался неразговорчивым малым, общался все больше со своими соплеменниками - за день мы узнали о своем хозяине очень мало. Когда мальчики спросили о времени перерыва на обед, Янча объяснил им, что сейчас - месяц Рамазан, пост, и сам он кушает немножко риса утром и поздно вечером. Рамазан не мешал Янче целый день втюхивать мятый арбуз нашему доверчивому брату-белорусу. Лучшие арбузы под «саллям алле» уходят все тем же азербайджанцам. Когда приезжают белорусские оптовики и пытаются выбрать хорошие арбузы, Янча выдает им через один мятые арбузы и утверждает, что «арбуз - супер». Многие плюют на пол и уходят, другие берут по полтонны неликвида. Арбуз действительно хороший - сладкий, красный, только что из Херсона. Может, только слегка мягкий - переспел, но на вкусовых качествах это не отражается.

К 11.00 оптовики начинают подъезжать один за другим, каждый берет по 1 или 1,5 т. Арбузы выгружаем из фуры, складываем в ящик на весах, выгружаем из ящика и складываем в автомобиль. Внутри фуры и в автомобиле оптовика - страшная духота, пот льется ручьем. Оптовики ругаются друг с другом за очередь - последним придется забирать то, чем побрезговали другие. Работаем без перерывов. «Поплыли бойцы», - шутят азербайджанцы и показывают на мальчишек, на которых после первых 3 т арбузов уже лица нет. Янча уламывает очередного оптовика, показывает ему арбуз, потом просит пацанов полить ему на руки воды из бутылки.

Вода стремительно заканчивается, на весь оптовый рынок - только один кран с умывальником, к которому всегда стоит очередь из 10 человек. Кто-то моет в умывальнике ноги, кто-то пьет прямо из-под крана. Рядом - платный туалет, которым никто не пользуется: нужду справляют прямо возле забора. За водой Янча отпускает редко, поэтому жажду утоляем арбузами. Обломанным лезвием столового ножа, одолженного у соседей, вырезаем облепленную пчелами и осами сердцевину. Вытереть рот нельзя даже рукой - все в земле, грязи и поту, поэтому мы вдобавок еще перемазаны арбузным соком, похожи на чертей и отлично вписываемся в общее пекло.

«Покупаю здесь по Br1 тыc. за кг, а в Пуховичах у себя продаю за Br1,5 тыс. За день продаю 2 т. По-моему, неплохой бизнес», - рассказывает нам один из оптовиков-белорусов, пока мы загружаем к нему в микроавтобус

4 т арбузов «на выходные». Этот хоть подбадривает нас, помогает грузить арбузы в машину, дает передохнуть. Пацанов - жалеет: «Устали, ребята? Ну, ничего - домой придете, ляжете, поспите - вам эти арбузы будут сниться». «Эй, малой! - уже кричит хозяин.- Где малой? Куда пошел? Кто его послал за водой? Кто ему разрешил уйти, я спрашиваю?»

После полудня Янча уступает Сергея и одного из мальчиков своему соплеменнику Алику - на разгрузку помидоров. Работаем втроем как проклятые.Около 16.00 все оставшиеся в фуре арбузы и нас вместе с ними у Янчи покупает азербайджанец Айджан. Ближе к 18.00 оптовый рынок заполняет самая доверчивая и неприспособленная к деловым сделкам с «сыновьями Юга» публика. «Спрашивают арбуз - показывай его целой стороной, мятую держи к себе, - учит нас обманывать братьев-белорусов Айджан. - Если все будут выбирать хороший арбуз, кто возьмет плохой?» Обманывать особо не приходится: все арбузы действительно вкусные, просто среди них попадаются битые, сплюснутые, колотые и продырявленные. Арбуз уже идет по Br800, ближе к 21.00 - по Br500. Последние арбузы, больше похожие на пирамиды, забирает молодая семейная пара.

«Я п..ц как зае..лся», - таков окончательный вердикт моих юных компаньонов, только что чуть не надорвавшихся при загрузке двух огромных весов в грузовики предприимчивых азербайджанцев. Каждому вышло чуть больше Br30 тыс., они еле стоят на ногах и ни завтра, ни в какой другой день снова разгружать арбузы не собираются - когда отойдут, будут искать другую работу.
←В Японии приостановили выплату пенсий исчезнувшим долгожителям

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика