Скандальный отдых

Источник материала:  
06.08.2010 14:58 — Новости Общества

Очередной — уже четвертый за лето — громкий скандал в сфере туруслуг. На этот раз пострадали клиенты турфирмы "Мир фантазий". Возбуждено уголовное дело в отношении менеджера предприятия.

Сейчас объявлена в международный розыск директор фирмы "Рестмаркет": она скрылась, обманув как туристов, оплативших отдых, так и кредиторов, ссудивших ей немалые средства, - всего около 60 человек.

Продолжается разбирательство (пока без возбуждения уголовного дела) в отношении турфирмы "Совпольда", которая по финансовым причинам не смогла отправить на отдых около 50 туристов. В июне оба упомянутых предприятия были лишены лицензий на право осуществления туристической деятельности, пишет официальная "Советская Белоруссия".

Месяцем позже была аннулирована лицензия ООО "СПО": отдыхающих, отправленных этим предприятием в Турцию, выселили из отеля, так как московский туроператор не перевел деньги за их тур. Москвичи, в свою очередь, не получили оплаты от минской турфирмы, хотя сами туристы добросовестно внесли необходимые суммы. Только вмешательство белорусского посольства и департамента по туризму Минспорта позволило не испортить людям отдых.

- Причину падения качества туристических услуг отчасти можно объяснить появлением большого числа новых предприятий, страдающих отсутствием профессионального опыта, - анализирует ситуацию начальник сектора по сертификации туруслуг Национального агентства по туризму Светлана Числова. - Серьезные фирмы начинают свою работу с изучения рынка, поиска надежных партнеров, разработки и подписания основательных договоров, определяющих права и обязанности сторон, обеспечивающих стабильность работы, отработки технологий обслуживания. А новички полагают, что туризм - это просто.

- Ведь они сами бывали в турпоездке, что тут сложного? В 2007 году были смягчены довольно жесткие условия для занятия туристической деятельностью, отменена обязательная сертификация, и вдруг появились фирмочки, которые как кот в мешке - никогда неизвестно, с чем там столкнешься. Если раньше для директора турфирмы было необходимо профильное образование или опыт работы в сфере туризма для получения лицензии, то теперь достаточно любого высшего - хоть ты специалист по тяжелым тракторам или легкой промышленности.

- Новоявленным деятелям турбизнеса позволено работать без спецобразования в течение 2 лет, то есть набираться опыта на нас с вами. Плюс у молодых турфирм возникают финансовые проблемы: они не в состоянии заранее выкупить квоту мест на заграничных курортах, как это делают крупные туроператоры, и прибегают к бронированию по принципу "сегодня на сегодня". Разумеется, в столь авральном режиме работы происходят различные накладки, как с оплатой туров, так и с вероятной перепродажей мест в отелях, что особенно характерно для пика сезона.

Действительно, многие эксперты (в частности, руководитель крупного туристического портала Андрей Барашко) говорят, что за последнее время число турфирм выросло примерно на 30 процентов, в то время как количество потенциальных клиентов увеличилось всего на 10 - 15 процентов. Поэтому крайне затруднительным становится прежний механизм своеобразной финансовой пирамиды, когда уже поступившими деньгами завтрашних курортников оплачиваются туры тех, кто улетел на отдых сегодня. В случае если нового притока клиентов не происходит, у разбитого корыта остаются ни в чем не повинные туристы, не подозревающие о столь специфической кухне взаиморасчетов между туркомпаниями.

Возвращаясь к "Миру фантазий", следует сказать, что здесь ситуация несколько иная: сама турфирма достаточно давно работает на рынке и ранее не имела нареканий, а ее клиенты стали жертвой обыкновенной мошенницы.

- Мы занимались в основном автобусными перевозками, а тут решили расширить спектр услуг за счет авиаперелетов, - объясняет директор Татьяна Комаровская. - Взяли, как нам казалось, грамотного специалиста в этой области, и она нам тут так "наработала", что не знаем, как и расхлебывать.

По словам директора, 37-летняя менеджер Лилия М. попросту использовала имя фирмы в собственных корыстных интересах.

- Мы открываемся в 10 часов утра, а Лилия почему-то приходила на работу гораздо раньше. Только в милиции узнали, что к 9.00 она приглашала в офис клиентов, которым обещала устроить тур по гораздо более выгодной цене, чем он стоил в реальности. Например, просила 1.100 долларов за путевку, стоившую на самом деле 1.700. Разумеется, люди охотно соглашались, а она выдавала им филькину грамоту - распечатанное на листочке подтверждение липового бронирования и авиабилеты, сделанные на сканере. Многие потерпевшие - ее знакомые, и они слепо доверяли ей немалые деньги.

Директор не снимает с себя вину в кадровом промахе, но в то же время считает фирму такой же потерпевшей стороной, как и обманутых туристов:

- Наша репутация испорчена действиями мошенницы, и сейчас мы думаем, как взыскать с нее деньги, чтобы расплатиться с обманутыми клиентами.

Речь, к слову, пока идет о 20 тысячах долларов, полученных от 24 человек. Милиция ситуацию не комментирует, ссылаясь на то, что не до конца ясна картина произошедшего.

- С турфирмой мы еще будем разбираться, - подытоживает неприятную историю заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. - Но хотелось бы обратить внимание, насколько безответственно сами граждане подошли к организации своего отдыха: передавали крупные суммы, не требуя взамен ничего - ни чека, ни правильно оформленного договора. Странное дело, в гипермаркете внимательно изучают чек, чтобы, не дай Бог, не переплатить лишнюю сотню рублей, а тут легко отдавали тысячи долларов... Турист опять наступает на старые грабли.

←В Минске до декабря изменили маршрут некоторых трамваев

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика