Политика – занятие для красавчиков
Ученые сравнили политиков с участницами конкурсов красоты. Оказалось, что избиратели любят глазами, и зрительный образ политика играет немаловажную роль для его поддержки избирателями.
Хотя многие политики представляют себя великими творцами истории, оказывается, всем им куда больше подходит сравнение с полуголыми участницами пресловутых конкурсов красоты, дефилирующих по сцене, чтобы понравиться жюри. К такому выводу пришли ученые Массачусетского технологического института.
Политологи этого учреждения провели исследование, в результате которого они с сожалением выяснили, что так называемые демократические выборы — это просто конкурсы красоты среди политиков, а избиратели в массе своей готовы ориентироваться в своем выборе лишь на внешние данные кандидата на тот или иной высокий пост. Даже хуже того, исследование продемонстрировало, что взрослые люди голосуют зачастую, словно дети.
В то же время политологи установили, что в разных странах люди руководствуются примерно одинаковыми критериями «красивости» политика, за которого они хотят проголосовать. Так, в ходе эксперимента жители США и Индии практически без труда угадали тех политиков из числа многих, что получили наибольшее число голосов в Мексике и Бразилии. При этом американцы и индийцы не знали о мексиканских и бразильских кандидатах ничего, а только видели их фотографии.
По одной внешности опрошенные участники эксперимента в США и Индии составили себе мнение, какой политик кажется им солидным, внушающим доверие, харизматичным, компетентным, честным, умным, обаятельным, истинным лидером. Зрительные образы политиков сформировали в умах избирателей и предположение о социальном статусе кандидата. В общем, дали максимум информации, на основе которой якобы можно было отдавать предпочтения.
Опрошенные отвечали на вопросы вроде: кто, по вашему мнению, мог бы стать хорошим конгрессменом, чиновником и так далее? Не последнюю роль в выборе респондентов сыграл и возраст политических деятелей. Интересно, что сердца участников эксперимента в США и Индии, равно как и избирателей в Мексике и Бразилии, были отданы политикам среднего возраста. Самые молодые кандидаты воспринимались как неопытные, а самые старые, вероятно, как впадающие в маразм.
Наконец, еще один эксперимент показал, что дети легко справляются с, казалось бы, взрослой задачей — предсказанием итогов выборов. Юные респонденты тоже ориентировались по фотографиям и не обладали никакими дополнительными данными. Исследователи попросили детей сообщить, кого из указанных персон они сделали бы капитаном своего корабля, чтобы отправиться на нем в дальнее плавание. Ответы на 60% совпадали с выбором настоящих избирателей на участках для голосования.
К слову, в Массачусетском технологическом институте доказали, что избиратели голосуют в основном сердцем и редко включают голову. Однако политологи подчеркнули, что в первую очередь на внешность опираются наименее информированные члены общества, но если учесть, что в любой стране таковых большинство, то неудивительно, почему кандидаты на выборах тратят немыслимые деньги на плакаты, где они в лучшем виде красуются перед электоратом. Точно как девицы на конкурсах красоты.
Впрочем, по мнению психолога Натальи Варской, в России этот принцип едва ли работает: «В нашей стране политик может быть неприглядным, но его все равно выбирают. Согласитесь, у россиян же не может быть лучший визуальный тип — Путин. Просто выбор у нас происходит иначе», — отмечает она.