Социологи: Информационное влияние интернета сильно преувеличено
Отгрохотала газовая война между Минском и Москвой, вернее – наступила временная передышка. Накануне газовой войны, которая обещает разразиться перед новым годом. Социологическая лоаборатория "Новак" подвела итоги конфликта: кто прав - кто виноват, кто выиграл и кто потерпел поражение в этой войне?
Так, согласно проведенному в конце июня опросу, 30,4% респондентов считают, что в развязывании газовой войны виновато руководство России и только 5% возлагают вину на белорусское руководство. Эти цифры демонстрируют зависимость характера общественного мнения и делаемых им оценок от того канала, который является основным при получении информации по данному вопросу.
Как показало иследование, основным источником информации о газовой войне было белорусское телевидение. Так ответили 88,6% опрошенных. Белорусы также наблюдали за развертыванием военных действий на газовом фронте по передачам белорусского радио (16%) и по государственным СМИ (15,2%). Белорусская негосударственная пресса набрала лишь 4,3%. Многие респонденты черпали информацию об этом конфликте из неформальных источников - разговоров с коллегами по работе, со знакомыми, родственниками. Таких оказалось 7,8%.
Любопытно, что интернет-сайтами пользовались всего 11,1% респондентов. Социологи отмечают, что этот показатель оказался неожиданно низким и заставляет несколько переосмыслить значимость Интернета как прямого непосредственного канала получения общественно-политической информации.
Во-первых, он работает опосредованно - однажды полученная из Интернета информации распространяется затем через друзей-родственников. И, во-вторых, все-таки Интернет - это прежде всего инструмент получения не новостной, а развлекательной, профессиональной информации и средство почтовой связи.
Вопрос: кто прав и кто виноват? - представляет значительный интерес. Здесь также очевидна существенная зависимость характера общественного мнения и делаемых им оценок от того канала, который является основным при получении информации по данному вопросу, - белорусского телевидения. На вопрос "кто виноват" 30,4% респондентов ответили, что виновато руководство России, и лишь 5% - руководство Беларуси. Хотя при этом 29,8% респондентов отметили, что возлагают вину за газовую войну на "руководство обеих стран в равной степени". 34,8% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос.
Раз была война - значит, были победители и побежденные. 20,1% опрошенных считают, что победителем в этом противостоянии стала Беларусь. России победу отдают только 16,7%. Но еще большее количество опрошенных заявили, что обе стороны оказались равной степени в проигрыше - 23,9% (то, что обе стороны осталсь в выигрыше в равной степени, считают 7,2% респондентов).
Социологи лаборатории "Новак" на основе полученных данным сделали четыре вывода.
Первое: можно с уверенностью говорить о существенной зависимости оценок массового сознания от средств массовой информации. Что более важно и специфично для Беларуси - оценки массового сознания формируются на основе одного источника, одной - представленной государственными средствами массовой информации - точки зрения. Носителем это одной точки зрения является, прежде всего, белорусское государственное телевидение.
Граждане формируют самостоятельно свои представления, не исходя из многообразия представляемых различными СМИ различных точек зрения. Они впитывают единственную интерпретацию событий. Разнообразия нет. И газовый конфликт - это лишь один их примеров такой специфической белорусской медийной ситуации. Говоря дипломатическим языком, граждане в значительной степени воспроизводят предлагаемую моно-интерпретацию.
Второе: белорусское общественное мнение воспринимает вред, приносимый обеим странам в результате подобного рода конфликтов, зеркальным образом - в проигрыше обе страны.
Третий вывод состоит в том, что большой сегмент белорусского массового сознания в ситуациях кризисных экономических явлений с Россией, которые, к сожалению, уже стали регулярными, возлагает вину на произошедшее одновременно на обе стороны - и на российскую, и на белорусскую.
И последнее. Белорусское общественное мнение обладает определенной степенью независимости. Несмотря на то, что 88,6% получили информацию в первую очередь из белорусского государственного телевидения, 34,8% не согласны с официальной интерпретацией, по которой вина за газовую вину возложена только на Россию. Можно предположить, что это совокупность именно тех респондентов, которые получают информацию из других источников (интернет, коллеги-знакомые, негосударственные СМИ), а часть людей, получивших информацию из белорусского государственного телевидения, относятся к его интерпретациям критически.