Даже если на заводе +40 — рабочий день не сокращают
Это не предусмотрено трудовым законодательством, а санитарные нормы носят лишь рекомендательный характер.
Если одним в жаркие дни просто не хочется работать, то другие с трудом выполняют свои обязанности из-за температуры на рабочих местах. Как известно, существуют санитарные нормы, ограничивающие время работы при неблагоприятных температурах. Так, по словам заведующего отделением гигиены труда Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Александра Ракевича, работники в зависимости от особенностей работы делятся на несколько групп. И для каждой из них есть нормы по условиям труда, передает Еврорадио.Александр Ракевич: «Например, при температуре на рабочем месте 30 градусов время нахождения на рабочем месте «легкой" категории 1А и 1Б — 5 часов, средней — 3 часа, тяжелой — 2 часа».
В категорию 1А попадают те рабочие, которые «выполняют работу сидя с небольшим физическим напряжением». Представители категории 1Б работают «сидя или стоя, ходят немного, и работа сопровождается некоторым физическим напряжением». Вторая категория «ходит с переносом тяжестей», а работа третьей «связана с переносом тяжестей, свыше 10 килограмм, и требует больших физических усилий».
Но как рассказал Еврорадио сотрудник полоцкого «Стекловолокна» Николай Шарах, на их предприятии некоторые вынуждены работать при температуре в 40 градусов. И никакого сокращения времени работы у них нет.
Николай Шарах: «Есть рабочие места, где температура не выше той, что на улице, — около 30. А есть и до 40, есть и выше».
И все, говорит, что сделала администрация, чтобы улучшить условия труда, — выдает рабочим каждый день по пол-литра минеральной воды. Рабочие, говорит Николай Шарах, понимают, что производство на их предприятии остановить невозможно. Но они готовят обращение в администрацию с требованием компенсации за условия труда.
Николай Шарах: «Мы считаем, что должны быть снижены нормы выработки на тех местах, где температура выше нормы. По крайней мере, в этом месяце, когда температура почти каждый день превышала разрешенную по санитарным нормам, и люди большую часть рабочего времени находились в таких условиях. Люди должны получить какую-то материальную компенсацию».
Пойдет ли администрация им навстречу, сотрудник «Стекловолокна» предполагать не взялся.
Жарко и в цехах предприятия «Лёс», производящего товары народного потребления. Но там, говорит рабочий Василий Левченков, не то что минеральной воды не дают — обычной водопроводной нет. И обращения в администрацию не помогают.
Василий Левченков: «Я им уже говорю, что они дождутся, когда к ним в кабинеты придут рабочие с монтировками в руках. Только тогда они что-то может будут делать. Ведь это невозможно: они должны поставить в цехах установку с газированной водой, но на некоторых участках нет даже водопроводной воды! Надо поставить более сильную вентиляцию. Говорят: «Сделаем». Нет. И так далее».
Проблема в том, что отношение к жаре на рабочем месте у рабочих и администрации — разное. К примеру, директор по производству МТЗ Александр Батура говорит, что у них заводе с температурой все в порядке.
Александр Баркун: «У нас температура воздуха нормальная на нашем предприятии».
И никаких претензий, говорит, рабочие по этому поводу не высказывают. Хотя в разговоре «не под запись» сотрудники МТЗ озвучивали абсолютно противоположное мнение на этот счет.
А представительница администрации Жодинского металлургического завода вообще высказала подозрение, что их руководство не знает о существовании таких санитарных норм.
Сотрудница Жодинского металлургического завода: «Мы работаем, как и раньше. И я не могу вам ответить, знает ли руководство завода, есть ли у них такие нормы санитарные. Не могу ответить вам».
Почему на предприятиях не выполняются нормативы санстанции по ограничению труда при неблагоприятных температурах, Еврорадио спросило у заместителя директора Департамента по труду Минтруда Ирины Шиляевой.
Ирина Шиляева: «У нас ничего, связанного с температурным режимом, в законодательстве нет. Именно в трудовом законодательстве. По части сокращения рабочего времени».
И высказала мнение, что если такие нормы есть у санстанции, то от них и должна исходить инициатива: они должны посещать предприятия, изучать условия труда и выносить предписания о сокращении рабочего дня или давать другие рекомендации по улучшению условий.
Заведующий отделением гигиены труда Александр Ракевич признал, что в последнее время к ним часто обращаются представители трудовых коллективов с жалобами на условия труда. Но дело в том, что эти санитарные нормы — рекомендательные и не обязательны для выполнения.
Александр Ракевич: «Да, мы говорим, что при температуре выше 31 градуса работать можно 2,5 часа для «легкой» категории и 1 час — для «средней». А трудовое законодательство говорит, что 7 часов надо работать. Нельзя табель в график поставить один, а платить по другому. Делай перерывы, начинай раньше, переноси. Обеспечь экранами, кондиционерами, вентиляторами, проветривание».
Санитарные врачи, по словам Ракевича, посещают предприятия и проводят проверки. Но они могут только вынести предписание. К примеру, поставить кондиционеры в цеху. И только если предписание не будет выполнено, могут составить на руководство протокол об административном правонарушении.
Председатель Белорусского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук рассказал Еврорадио, что сейчас они проводят мониторинг условий труда в жару на производстве. И собираются передавать его вместе с требованиями о принятии соответствующих мер в Минтруда и Совмин. Но будет ли от этого толк, он предсказать не берется.