В поисках утраченного

Источник материала:  

В поисках утраченного

Смоленск

В поисках утраченногоОбычно в Смоленске бываю наскоками. Быстро завершаю дела, встречаюсь со всеми нужными людьми и сразу же отправляюсь домой. Но однажды командировка растянулась на несколько дней, из-за чего испытал двойственные чувства. Досадовал, что приходится на ходу менять планы. И в то же время был благодарен судьбе, предоставившей возможность спокойно погулять по древнему городу, прикоснуться к его необыкновенной истории.


Приятель-смолянин, решивший устроить мне импровизированную экскурсию по городу, повел меня по традиционному для всех гостей Смоленска маршруту: сначала - в величественный Успенский собор, где находится икона Смоленской Божьей Матери. Потом показал достопримечательности старейшей улицы города, носящей ныне имя Большой Советской. В самый разгар осмотра приятеля вдруг вызвали домой. Я же отправился в парк, находящийся неподалеку от областной администрации. И неожиданно для себя увидел остатки крепостной стены. В принципе, ничего необычного в этом нет. Фрагменты некогда мощнейших оборонительных сооружений можно обнаружить во многих местах Смоленска. Но те, которые внезапно оказались у меня перед глазами, почему-то произвели особенное впечатление. Я касался рукой кирпичей, обожженных столетия назад, и представлял мастера, в руках которого обыкновенная мягкая глина превращалась в кусочек твердыни. Закрыв глаза, попытался отрешиться от окружавшего суетного шума - и вдруг услышал донесшийся сквозь века звон мечей, гул мортир, звучавших некогда у этой стены. А сколько в свое время здесь пролилось людской крови, и представить страшно. Сегодня все это уже история...


В поисках утраченногоПодготовка к строительству крепости началась в 1595 году. Именно тогда царский указ предписал В.А.Звенигородскому, С.В.Безобразову, дьякам П.Шипилову и Н.Перфирьеву спешно выехать в Смоленск, чтобы возводить каменный город. Одновременно туда же был отправлен знаменитейший русский зодчий того времени Федор Савельевич Конь, строитель Белого города Москвы, именуемый еще "государевым мастером". Сваи для фундаментов крепости делались и доставлялись крестьянами дворцовых сел по повинности, остальные работы производились наемными людьми. Известь жгли в Верховье, белый камень для фундаментов везли из Старицы и Рузы. К весне 1596 года подготовительные работы завершили, и ближний великий боярин Борис Годунов лично приехал в Смоленск, чтобы в торжественной обстановке произвести закладку крепости. Вернувшись в Москву, он доложил царю Федору Иоанновичу, что новая крепость будет "ожерельем всей Руси православной".


Годунов продолжал самым внимательным образом наблюдать за строительством крепости и после того, как занял царский трон. Причем требовал вести все работы с великим тщанием и поспешностью. Объяснялось это тем, что в январе 1603 года истекал срок 12-летнего перемирия с Польшей - Россия готовилась к новым войнам.


В поисках утраченногоНа строительстве стены трудилось до 6 тысяч человек, и не только смолян. В 1600 году кладку в восточной части вели даже глубокой осенью, чего раньше не делали. (Этот участок оказался самым слабым, что позже помогло Сигизмунду III. Именно через него поляки ворвались в город после 20-месячной осады.)


В основном крепостная стена была закончена в 1600 году, но до 1602 года продолжались мелкие работы. После их завершения стену освятили. К этому дню Борис Годунов прислал в Смоленск икону Смоленской Богоматери, написанную художником Посником Ростовцем за 2 рубля денег и сукна в 2 рубля. Образ этот был поставлен в нише над Днепровскими воротами и считался чудотворным.


Со второй половины 1608 года польский король Сигизмунд III со своими сторонниками начал усиленно готовить поход на Московское государство, чтобы посадить на престол своего сына королевича Владислава. Путь лежал, разумеется, через Смоленск. В сентябре 1609-го Сигизмунд, прибыв в Оршу, послал предложение о капитуляции. Защитники Смоленска, однако, город сдавать категорически отказались. Первый штурм продолжался 3 дня - с 25 по 27 сентября. Но безуспешно. Началась долгая осада, закончившаяся только летом 1611 года. К этому времени в крепости осталось лишь около 200 человек, способных держать в руках оружие. В первых числах июня Смоленск пал. Однако крепостные сооружения выдержали суровый экзамен. Во время осады были разрушены и больше не восстанавливались башни около Копытецких ворот.


В поисках утраченногоА вот во второй половине XVII века Смоленск, находившийся в руках у поляков, штурмовали уже русские войска. Первый штурм, состоявшийся 16 августа 1654 года, был отбит. А спустя чуть больше месяца, 23 сентября, город сдался.


Смоленская стена, испытавшая не одну осаду, довольно сильно обветшала и нуждалась в серьезном ремонте. В 1658 году смоленский воевода П.Долгорукий сообщил в Москву о плохом состоянии укреплений и получил распоряжение отремонтировать их. Тогда у существовавшего пролома устраиваются вал и ров, чинятся одна башня, восточные и северные участки стен, зубцы. Однако выполненный объем работ, по-видимому, оказался недостаточен. В 1668 году воевода снова написал в донесении, что стена во многих местах не покрыта, на башнях и стенах много ветхих мест, рвы осыпались. Чтобы исправить плачевное положение, был введен особый налог, и на собранные деньги покрыто 357 саженей стены, две башни, починены 32 лестницы, зубцы.


В 1692-м смоленский воевода Иван Головин написал, что "по осмотру городовой стены худых и рухомых мест и башен оказалось много". В мае того же года упала вся внешняя сторона Воскресенской водяной башни, придавив до смерти стрельца Ивашку Васильева с женой в их же избе. Для осмотра стены и исправления ее из приказа каменных дел в Смоленск направлен из Москвы мастер Гур Вахрамеев.


В поисках утраченногоДо 1693 года каменные работы в Смоленске (не только по починке стены, но и по постройке соборов) производились местными каменщиками из стрельцов, только для руководства из Москвы присылали опытных зодчих. В 1693 году впервые из Москвы вместе с зодчим Осипом Старцевым, которого очень скоро сменил Данила Калинин, прислали каменщиков. Летом того же года с тульских заводов Л.Нарышкина было приказано послать в Смоленск около 8.000 пудов железа. Требовалось заготовить 1 миллион кирпича. Однако работы шли медленно, с проволочками. Несмотря на огромные усилия, два существовавших пролома так и остались незаделанными, а многие недостатки, отмеченные Гуром Вахрамеевым, можно было увидеть и в начале XX века.


Впрочем, стена страдала не только от войн. В конце мая 1829 года в Смоленск прибыл новый губернатор - Николай Иванович Хмельницкий. При нем здесь начинается настоящая строительная лихорадка с сопутствующими прожектерством и злоупотреблениями. В Смоленске появляются каменные мостовые на главных улицах, каменные здания полицейской части, военный госпиталь на Покровской горе. Начинает строиться Московское шоссе. Смоленская стена (а также развалины старых храмов и прочих сооружений) служит поставщиком дарового материала для этих работ. В 1830 году окончательно разбирают по ветхости круглую Шеинову башню на Казанской горе. Летом того же года ломают Кастеровскую башню...


В поисках утраченногоВ 1842 году Смоленскую стену официально передали от военных в гражданское ведомство, что, впрочем, не сильно изменило ее состояние. Денег на ремонт не выделялось, и она продолжала ветшать. В 1867 году принято решение разобрать 530 саженей (из 1.820 саженей, сохранившихся к тому времени) стены и 3 башни, материал, полученный при разборке, продать, а вырученные средства направить на укрепление оставшейся части стены. Стену спасла обычная российская неторопливость в выполнении решений: успели разобрать только около 30 саженей. В июне 1868 года последовало высочайшее повеление разборку стены прекратить. Александр II написал на докладе министра внутренних дел: "Смоленская городская стена, представляющая собою один из древнейших памятников отечественной истории, назначена к сломке. Было бы желательно более внимательное охранение древних памятников, имеющих, подобно Смоленской стене, особое историческое значение".


Как знать, быть может, именно благодаря этому документу величественный памятник истории сохранился (пусть и не полностью) до наших дней...


Фото из коллекции лауреата премии "За духовное возрождение" Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО

←Вручение наград

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика