Черный замок Ольшевский

Источник материала:  

Черный замок Ольшевский

Черный замок ОльшевскийНарочанская земля - очень хорошая почва для вложения денег. Особенно в туризм. Казалось бы, вокруг озера номер 1 должны появляться новые частные усадьбы, готовые круглый год принимать клиентов. Министерство культуры распорядилось передать под объекты сельского туризма несколько старых панских имений, ныне пустующих. Однако желающие вложить деньги в старину и модернизировать бывшую шляхетскую собственность пока объявляться не спешат.


Остатки былого величия


В Ольшево, некогда владении шляхтичей Хоминских, а теперь нацпарка, восстанавливать, прямо скажем, нечего. От усадебного дома остался кусок стены, чуть видный из-за густых кустов. Славилось это место еще террасным парком, но весь пейзаж испорчен дикими зарослями.


Черный замок ОльшевскийТрудно поверить, что еще до войны здесь было образцовое хозяйство: электростанция, винокурня, амбары, кузницы, маслобойня, кирпичный завод, магазины, лавки по всей округе. На вырученные деньги помещик содержал бесплатную школу для сельской детворы. Наверное, теперь в заповедной зоне столь бурную хоздеятельность не разведешь, но опыт прошлых лет говорит: потенциал у здешней земли есть.


Между тем все, что было нажито Хоминскими, окончательно уничтожили сравнительно недавно - в 1990 году. Один из минских заводов взялся строить здесь базу отдыха и школу егерей. Можно догадаться, что время для сооружения комплекса было выбрано не лучшее. Деньги быстро закончились. Теперь вся надежда на московскую Индустриально-консалтинговую группу, которая взялась соорудить здесь базу отдыха на 200 мест. Уже готовятся земельно-кадастровые документы.


- Самая большая ценность, оставшаяся от комплекса, - парк, - в первую очередь на его сохранение уповает Виктор Субоч, председатель Свирского поселкового исполкома, добавляя: - В километре отсюда Голубые озера. Места хорошие.


В минувшие выходные как раз рассматривался проект Государственной программы развития курортной зоны нарочанского региона на 2011 - 2015 годы. "Инвесторам будут предоставлены налоговые льготы, - пообещал Виктор Буря, заместитель Премьер-министра. - Предполагается ввести пятилетний мораторий для субъектов хозяйствования по уплате налогов на недвижимость, на прибыль, земельного налога".


Черный замок ОльшевскийА пока что, вынужден признать Виктор Щетько, заместитель председателя Миноблисполкома, курортная зона не может конкурировать с зарубежными аналогами.


Местные власти уточняют: надо под базы отдыха строить развлекательные комплексы. Потому что, к примеру, купальный сезон на курорте длится всего месяц - с июля по август. Потом уже вода не та, солнце не столь яркое, добавьте сюда комаров - и лесная сказка станет не столь впечатляющей. А вот если бы здесь был гидропарк, Нарочанский край имел бы круглогодичный оборот туристов и денег. Вероятно, и на старинные усадьбы появился бы больший спрос.


Вопрос веры


Судя по руинам построек бывшего имения Шеметово, его сегодняшнему владельцу СПК "Межозерный край" нет дела до каких-то "кирпичей". Зря. Кирпич настолько добротный, что как бы время ни "стреляло" по зданиям, разрушаться вконец они категорически отказываются. А настоятель здешнего костела одно из строений быстро отремонтировал и устроил в нем свою квартиру - плебанию.


Шеметово и известно-то больше по храму, а не по усадьбе Сулистровских и Скирмунтов. Дом Божий посещали предки Дмитрия Шостаковича, их здесь крестили. Костел украшен сто лет назад изумительными витражами, а в подземельях покоятся останки бывших владельцев имения. Зайдя в склеп вместе с прихожанкой Терезой Габрун, мы нашли рядом с одним из захоронений венок с памятными лентами "дедам от правнуков". С 2004 года хранится этот знак памяти. Оказывается, потомки местных Скирмунтов живы и искать их нужно в Польше.


Цветы родственники возложили к мраморной табличке в память о погибших в 1942 году от неизвестных преступников Габриеле Скирмунт и ее дочери Габриеле Корибут-Дашкевич. Трагическую историю сгоревших заживо двух женщин в усадебном доме знают во всей околице. Вот с той поры и нет в Шеметово хозяев. Все стало колхозным и как бы ничьим.


Черный замок ОльшевскийДругое дело, что место выгодное. Руины бывшего спиртзавода из крепкого камня стоят у самой дороги, рядом - воловня. Отремонтировать здания и приспособить под кафе, ресторан, мотель не стоит чересчур больших денег. Однако у главы местной власти Татьяны Ходанович, председателя Сырмежского сельисполкома и сельсовета, бизнес-плана пока нет. Все в руках СПК, говорит.


- С другой стороны, - рассуждает Татьяна Петровна, - я не представляю, как здесь может быть бар или гостиница. Рядом ведь костел. Наши люди глубоко верующие, они могут не согласиться с таким соседством: когда звуки молитвы будет заглушать гремящая музыка.


Но кто сказал, что сразу нельзя договориться о силе звука в одном и втором здании? Между тем 1 - 2 июля в Будславе - сравнительно недалеко отсюда - собираются верующие на поклонение местной иконе Божьей Матери. Где им остановиться? Как всегда, в палаточном городке? Шеметовский мотель оказался бы очень кстати!


А пока что единственным наследием панских времен, которое не ждет инвестора, а работает, является рыбопитомник. Он так и называется - Шеметовские пруды, где водятся щука, карп, карась и белый амур. Принадлежат пруды Национальному парку "Нарочанский", в собственности которого находится еще и усадьба, но не Сулистровских и Скирмунтов, а другая, в еще худшем состоянии.


Я уеду в Комарово


Черный замок ОльшевскийВпрочем, где-то на старое нашлись новые хозяева. Но не обошлось без зарубежной помощи. Так, в имении Старжинских, на удивление целиком сохранившемся в селении Комарово, что между Шеметово и Ольшево, группа энтузиастов во главе с Эдуардом Войтеховичем получила грант Евросоюза на реконструкцию панского свинарника в Центр поддержки сельского предпринимательства. Здание из красного кирпича стало приютом не только для общественной организации, но хватило места и для отделения Беларусбанка.


Рядом с предпринимательским центром стоит пока пустующий длиннющий деревянный дом - здесь Войтехович собирается открыть ресторан национальной кухни, также на деньги из-за рубежа. Но инициатор проекта оговаривается: "Это дело общее - вместе с областными властями. Таковы условия предоставления спонсорской помощи - в качестве партнера должны выступать локальные руководящие структуры".


Между тем Войтехович еще в 2006 году хотел оборудовать под конференц-зал с библиотекой и музеем главный усадебный дом Старжинских. Особняк стоит уединенно - в глубине парка, но узнать его легко - по гербу "Лис" (стрела с двумя поперечными перекладинами) на фасаде (кстати, такую же эмблему носил прославленный род Сапегов). Так вот, осуществить задуманное помешали "бюрократические препоны". Хорошо, что у профтехлицея, занимающего большую часть имения, нашлись средства накрыть здание крышей и покрасить. Теперь Михаил Игнатенко, директор ссуза, думает, как довести ремонт до конца. Впрочем, уже сейчас обновляется помещение бывшей официны, а всего на балансе лицея - шесть зданий. И все целы.


Напротив центра предпринимательства в хозпостройках из красного добротного кирпича открыты два магазина: один - частный, второй - принадлежащий райпо. Кто бы мог подумать, что раньше это были амбары, заполненные мукой, крупой, мясом и пивом. Хотя, по сути, мало что изменилось. И, по большому счету, от смены собственника состояние построек ведь и не должно меняться. Это свидетельство того, что тут жизнь идет своим чередом - стабильно, без потрясений.


Однако вопрос, добавятся ли к 12 здравницам Нарочанского края дома отдыха в Шеметово, Ольшево, а может, и в Комарово, пока остается без ответа.

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

Фото: Александр СТАДУБ

←Вручение наград

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика