«Деперсонификация» школьных выпускников

Источник материала:  
30.06.2010 13:38 — Новости Общества

Система централизованного тестирования устранила возможность дачи взятки при поступлении в вузы и ссузы, заявил представитель Минобразования Юрий Миксюк. Можно ли ожидать, что эти шаги выведут белорусское образование из списка коррумпированных отраслей экономики?

Известный преподаватель БГУ и ЕГУ Владимир Дунаев прокомментировал эту ситуацию сайту «наше мнение»:
- С этим утверждением Юрия Миксюка можно было бы согласиться, поскольку централизованное тестирование (ЦТ) в определенной степени «деперсонифицирует» выпускников школы и, тем самым, снижает коррупционные риски при поступлении в вузы. По своей природе централизованное тестирование призвано быть инструментом социальной справедливости, устанавливающим единые критерии и %едуры оценки знаний. И, может, не так важно, как и какие знания измеряют тесты, важнее то, что с помощью ЦТ осуществляется формальное и беспристрастное ранжирование абитуриентов для поступления в вузы.
Этот формализм не всем по вкусу. И отдельные «элитарные» университеты настаивают на своем праве применять более гибкие механизмы отбора кандидатов в студенты. Но именно в этих особых %едурах и коренится возможность коррупции.
Льготы и привилегии для определенных категорий абитуриентов позволяют подкупу и блату проникать в систему принятия решений по зачислению в вузы. Совет поступающим обзаводиться различными  справками, свидетельствами и дипломами для повышения шансов на успех может провоцировать коррупцию не меньше, чем традиционные вступительные испытания. Например, не секрет, что отдельный конкурс для выпускников сельских школ побуждает городских детей, точнее, их родителей, искать не всегда безупречные варианты получения такой привилегии. Преимущественное право на зачисление выпускников подготовительных отделений, как и прежде, таит в себе риски коррупции. Проблема в том, что само наличие льгот и привилегий для отдельных категорий абитуриентов оправдано и справедливо, но контролировать корректность соблюдения этих норм значительно труднее, чем обеспечивать формальную правильность централизованного тестирования. Поскольку наряду с результатами ЦТ при зачислении  в вузы принимается в расчет средний балл аттестата, то сохраняются все прежние возможности воздействия на учителей средней школы для улучшения этого показателя. Таким образом, даже безупречно организованное тестирование не может полностью устранить коррупционные риски при поступлении.
Тем более, что само оно оценивает не столько уровень школьной подготовки, сколько результаты работы репетиторов. И так далеко не бесплатное среднее образование дополнилось еще и  платной надстройкой, распределяющей детей по рангам в зависимости от родительских инвестиций в их будущее. Если задачей ЦТ имело цель уровнять шансы абитуриентов из разных слоев общества на поступление в лучшие вузы, то выстроившаяся вокруг тестирования система репетиторства только укрепляет роль имущественного статуса родителей в доступе к более престижному и перспективному образованию.
Но даже при всех достоинствах ЦТ оно может снизить коррупционные риски только на стадии поступления в вуз. Есть много других зон, где взятки и поборы стали обычной практикой.  Как об этом свидетельствует статистика, коррупция в системе образования не только не отступает, но даже заметно возрастает. По данным Генеральной прокуратуры, число коррупционных преступлений в сфере образования в 2009 году возросло почти в два раза по сравнению с 2008 годом: правоохранительными органами было выявлено в 2008 году 109 таких преступлений, а в 2009 - 200. Все понимают, что только незначительная часть таких правонарушений попадает в поле зрения прокуратуры.
Нередко участники образовательного %есса не склонны рассматривать взятки и поборы как нарушения закона. В средней школе зачастую трудно провести четкую грань между спонсорской поддержкой и вымогательством. С одной стороны, представители власти утверждают, что денег на содержание школ вполне достаточно, а с другой - практика поборов с родителей на ремонт и содержание школы оправдывается  недостаточным финансированием образования. Формально, следуя логике председателя постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимира Здановича, заявившего, что в беларуском законодательстве нет ни одного нормативного акта, который бы принуждал родителей перечислять какие-либо средства учебному заведению, к уголовной ответственности пришлось бы привлечь всех руководителей детских садов и средних школ. Но, помимо этой деликатной сферы взаимоотношений между участниками образовательного %есса, есть и многочисленные факты коррупции при сдаче экзаменов в вузах и школах, приеме в гимназии, защите дипломных и курсовых работ и др. Истинный размер коррупции в образовании трудно установить на основе криминальной статистики. Более полную информацию могут дать социологические опросы населения, но, к сожалению, мне не известны какие-либо данные такого рода, полученные в последнее время. В 2001 году в ходе международного виктимологического исследования, проводившегося UNICRI, жители Минска поставили по уровню коррумпированности образование на третье место после здравоохранения и милиции. Криминальная статистика подсказывает, что ситуация с тех пор, по всей видимости, не сильно изменилась.
 

←Белорусские интеллектуалы выступили против церкви

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика