Можно издать, но сложно продать
24.06.2010
—
Новости Общества
Кризис для книжного рынка только начинается, считает эксперт.Издание книг часто сравнивают с печатанием денег: в развитых странах выпуск информационного продукта приносит до 50-60% ВВП. Однако белорусским издательствам до таких показателей далеко.
О состоянии книжного рынка и проблемах книгоиздательского дела "БР" рассказал генеральный директор ПК ООО "Макбел", вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Дмитрий МАКАРОВ.
- Дмитрий Геннадьевич, насколько сильно кризис отразился на книжном рынке?
- Мы с коллегами подсчитали, что если сегодня все издательства в один день прекратят свою деятельность, то уже выпущенных книг хватит на 5 лет. То есть у нас пятилетние складские запасы.
Почему в нашей отрасли кризис только начинается? Потому что сегодня все распродают складские запасы с гигантскими скидками. В России можно купить литературу со скидкой 80-90%. Книга три года лежит на складе, но не устаревает (исключая, пожалуй, справочную и учебную). Книги не портятся!
- Раз такие огромные скидки, значит, объем продаж растет...
- Нет. Я в книжном бизнесе с 1991 года и, конечно, знаю, что май традиционно очень плохой месяц для книжной торговли. Но настолько плохого мая еще не было: и в валюте, и в белорусских рублях, и в физических единицах. И такая ситуация во всех странах СНГ.
Мы связываем это с резким падением евро: люди начали экономить, откладывать деньги на черный день. Хотя у коллег по туристическому бизнесу, наоборот, бум, которого раньше никогда не было. Возможно, раз евро падает, люди на последние средства едут отдыхать.
- Когда же кризис в книгоиздательстве закончится?
- Это сложно предсказать. Пока рынок не достигнет дна, он не успокоится. Мы до точки равновесия еще не дошли. Издателю сегодня вообще невыгодно что-то выпускать, потому что книготорговцы готовы покупать книги по цене дешевле бумаги, на которой они напечатаны.
Я считаю, что многие издатели пошли по неправильному пути: вместо того чтобы уменьшать объемы выпуска, они уменьшают тиражи и увеличивают ассортимент.
- Но почему это неправильно?
- Потому что книжные полки забиты. В России в книжных магазинах есть место лишь для каждой пятой книги. Остальные 80% продукции надо продавать какими-то альтернативными способами: Интернет, презентации, литературные встречи... В советские времена были общества книголюбов, через которые продавалась огромная масса книг. Сегодня же люди стали меньше любить книгу, к тому же она перестала быть дефицитным товаром.
Все лучшее, что было накоплено на Западе за 100-200 лет, мы издали за 10 лет. Ничего уникального не осталось, лучшее уже переиздано. Свои писатели тоже не могут в таких объемах писать.
- Но книги все равно издаются...
- Сегодня, чтобы издать книгу, много ума не надо, главное - ее потом продать. Есть определенная сумма денег, которую люди готовы потратить на покупку книг. А сегодня минская семья тратит на эти цели меньше 1% своего бюджета. В Европе же этот показатель составляет примерно 5%.
- Много ли продукции идет на рынки соседних стран?
- Российский рынок для нас закрыт полностью. После введения уплаты НДС по стране назначения с 1 января 2005 года книгоиздательство и книготорговля между Россией и Беларусью парализованы. Российские партнеры из-за сложностей в оформлении сделок отказываются поставлять свою продукцию в Беларусь, а белорусскую - в Россию. Причины - сложность оформления документации по НДС, жесткие сроки совершения этой процедуры.
От этого больше страдает книжная отрасль Беларуси, которая импортировала столько же, сколько экспортировала, - 90%. Зато в России в настоящее время переизбыток своей литературы, белорусская книга там - дополнительный конкурент.
Кстати, для сравнения: НДС на книжную продукцию в Украине, Англии, Молдове, Таджикистане - 0%, в России - 10%, в Беларуси - 20%.
- Какие меры вы как представитель бизнес-сообщества предпринимаете для улучшения ситуации?
- Совсем недавно я принимал участие в заседании экспертной группы по согласованию проекта соглашения о создании благоприятных условий для взаимного обмена печатной продукцией в рамках СНГ. Но сегодня Россия отклоняет все инициативы, ни от Беларуси, ни от Украины ничего не зависит. Заседание экспертной группы закончилось тем, что в проекте документа убрали все статьи, которые реально могли принести облегчение книжному рынку. Получился документ по принципу "Ребята, давайте жить дружно!".
- Со вступлением в силу Таможенного союза для книжного рынка что-то изменится?
- Только если вернут принцип уплаты налога по стране происхождения. Раньше, когда граница была открыта, у нас был разный НДС: 18% в Беларуси, 10% в России. Россиянам было выгодно брать белорусскую книгу, потому что у нее был больше НДС, больше денег шло в зачет. Белорусскому государству тоже было выгодно, потому что эти деньги оставались в бюджете, а продукция шла на экспорт.
- В Беларуси объявлен курс на либерализацию. Вы чего-то ожидаете от этого процесса?
- Ни Таможенный союз, ни либерализация экономики ничего не изменят. Налоги останутся прежними, книг больше покупать не станут.
В свою очередь я как вице-председатель союза предпринимателей больше всего жду, чтобы ИП разрешили нанимать хотя бы трех наемных работников. Не может ИП одновременно и в налоговую ходить, и в банк, и в Москву за товаром ездить.
- В числе мер по либерализации обещано и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Книжный рынок нуждается в отмене лицензирования?
- Нет. Я убежден, что надо оставлять лицензию и на издательскую деятельность, и на полиграфическую. Когда в России отменили издательские лицензии, у них начали издавать лишь бы что, пострадало и качество литературы, и качество печати.
- В Беларуси есть несколько государственных издательств. Для ПКООО "Макбел" они составляют огромную конкуренцию?
- Нет. Плохо лишь то, что все бюджетные деньги, выделяемые на социальную книгу, идут именно госиздательствам. Я считаю, что бюджетные средства должны предоставляться по тендеру. В этом есть плюс и для государства: за меньшие деньги будет выпускаться более качественная продукция.
- Насколько сложно в Беларуси открыть книжный магазин?
- Настолько же, как и любой другой магазин. До 2010 года книжная торговля указом президента была освобождена от арендной платы. Но здесь была и другая крайность: никому не нужен бесплатный арендатор! Доходило до того, что когда помещение сдавали в аренду, в условиях аукционов значился пункт "кроме книжной торговли".
С 1 января такое условие действует только для предприятий государственной формы собственности, но их осталось очень мало. Даже "Белкнига" уже является ОАО и тоже платит аренду (правда, сейчас ведутся переговоры о пониженном коэффициенте для "Белкниги").
- Насколько реально сейчас открыть свой бизнес в книгоиздательской сфере?
- Очень сложно, рынок уже занят. В Беларуси за последние 10 лет не выросло ни одного книгоиздателя. Люди приходят и буквально на первой же книжке разоряются.
- Какие книги пользуются наибольшим спросом?
- Самый беспроигрышный вариант - детская классика. Родители покупают детям то же, что когда-то читали сами: Агнию Барто, Маршака, братьев Гримм:
На втором месте - учебная литература. Такие книги Интернетом не заменишь. На российских книжных ярмарках огромный спрос на книги по истории Беларуси, по истории национального костюма (даже на белорусском языке). А вот подростки абсолютно не хотят читать. У них же есть Интернет! В России по этому поводу даже принята национальная программа поддержки чтения.
О состоянии книжного рынка и проблемах книгоиздательского дела "БР" рассказал генеральный директор ПК ООО "Макбел", вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Дмитрий МАКАРОВ.
- Дмитрий Геннадьевич, насколько сильно кризис отразился на книжном рынке?
- Мы с коллегами подсчитали, что если сегодня все издательства в один день прекратят свою деятельность, то уже выпущенных книг хватит на 5 лет. То есть у нас пятилетние складские запасы.
Почему в нашей отрасли кризис только начинается? Потому что сегодня все распродают складские запасы с гигантскими скидками. В России можно купить литературу со скидкой 80-90%. Книга три года лежит на складе, но не устаревает (исключая, пожалуй, справочную и учебную). Книги не портятся!
- Раз такие огромные скидки, значит, объем продаж растет...
- Нет. Я в книжном бизнесе с 1991 года и, конечно, знаю, что май традиционно очень плохой месяц для книжной торговли. Но настолько плохого мая еще не было: и в валюте, и в белорусских рублях, и в физических единицах. И такая ситуация во всех странах СНГ.
Мы связываем это с резким падением евро: люди начали экономить, откладывать деньги на черный день. Хотя у коллег по туристическому бизнесу, наоборот, бум, которого раньше никогда не было. Возможно, раз евро падает, люди на последние средства едут отдыхать.
- Когда же кризис в книгоиздательстве закончится?
- Это сложно предсказать. Пока рынок не достигнет дна, он не успокоится. Мы до точки равновесия еще не дошли. Издателю сегодня вообще невыгодно что-то выпускать, потому что книготорговцы готовы покупать книги по цене дешевле бумаги, на которой они напечатаны.
Я считаю, что многие издатели пошли по неправильному пути: вместо того чтобы уменьшать объемы выпуска, они уменьшают тиражи и увеличивают ассортимент.
- Но почему это неправильно?
- Потому что книжные полки забиты. В России в книжных магазинах есть место лишь для каждой пятой книги. Остальные 80% продукции надо продавать какими-то альтернативными способами: Интернет, презентации, литературные встречи... В советские времена были общества книголюбов, через которые продавалась огромная масса книг. Сегодня же люди стали меньше любить книгу, к тому же она перестала быть дефицитным товаром.
Все лучшее, что было накоплено на Западе за 100-200 лет, мы издали за 10 лет. Ничего уникального не осталось, лучшее уже переиздано. Свои писатели тоже не могут в таких объемах писать.
- Но книги все равно издаются...
- Сегодня, чтобы издать книгу, много ума не надо, главное - ее потом продать. Есть определенная сумма денег, которую люди готовы потратить на покупку книг. А сегодня минская семья тратит на эти цели меньше 1% своего бюджета. В Европе же этот показатель составляет примерно 5%.
- Много ли продукции идет на рынки соседних стран?
- Российский рынок для нас закрыт полностью. После введения уплаты НДС по стране назначения с 1 января 2005 года книгоиздательство и книготорговля между Россией и Беларусью парализованы. Российские партнеры из-за сложностей в оформлении сделок отказываются поставлять свою продукцию в Беларусь, а белорусскую - в Россию. Причины - сложность оформления документации по НДС, жесткие сроки совершения этой процедуры.
От этого больше страдает книжная отрасль Беларуси, которая импортировала столько же, сколько экспортировала, - 90%. Зато в России в настоящее время переизбыток своей литературы, белорусская книга там - дополнительный конкурент.
Кстати, для сравнения: НДС на книжную продукцию в Украине, Англии, Молдове, Таджикистане - 0%, в России - 10%, в Беларуси - 20%.
- Какие меры вы как представитель бизнес-сообщества предпринимаете для улучшения ситуации?
- Совсем недавно я принимал участие в заседании экспертной группы по согласованию проекта соглашения о создании благоприятных условий для взаимного обмена печатной продукцией в рамках СНГ. Но сегодня Россия отклоняет все инициативы, ни от Беларуси, ни от Украины ничего не зависит. Заседание экспертной группы закончилось тем, что в проекте документа убрали все статьи, которые реально могли принести облегчение книжному рынку. Получился документ по принципу "Ребята, давайте жить дружно!".
- Со вступлением в силу Таможенного союза для книжного рынка что-то изменится?
- Только если вернут принцип уплаты налога по стране происхождения. Раньше, когда граница была открыта, у нас был разный НДС: 18% в Беларуси, 10% в России. Россиянам было выгодно брать белорусскую книгу, потому что у нее был больше НДС, больше денег шло в зачет. Белорусскому государству тоже было выгодно, потому что эти деньги оставались в бюджете, а продукция шла на экспорт.
- В Беларуси объявлен курс на либерализацию. Вы чего-то ожидаете от этого процесса?
- Ни Таможенный союз, ни либерализация экономики ничего не изменят. Налоги останутся прежними, книг больше покупать не станут.
В свою очередь я как вице-председатель союза предпринимателей больше всего жду, чтобы ИП разрешили нанимать хотя бы трех наемных работников. Не может ИП одновременно и в налоговую ходить, и в банк, и в Москву за товаром ездить.
- В числе мер по либерализации обещано и сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Книжный рынок нуждается в отмене лицензирования?
- Нет. Я убежден, что надо оставлять лицензию и на издательскую деятельность, и на полиграфическую. Когда в России отменили издательские лицензии, у них начали издавать лишь бы что, пострадало и качество литературы, и качество печати.
- В Беларуси есть несколько государственных издательств. Для ПКООО "Макбел" они составляют огромную конкуренцию?
- Нет. Плохо лишь то, что все бюджетные деньги, выделяемые на социальную книгу, идут именно госиздательствам. Я считаю, что бюджетные средства должны предоставляться по тендеру. В этом есть плюс и для государства: за меньшие деньги будет выпускаться более качественная продукция.
- Насколько сложно в Беларуси открыть книжный магазин?
- Настолько же, как и любой другой магазин. До 2010 года книжная торговля указом президента была освобождена от арендной платы. Но здесь была и другая крайность: никому не нужен бесплатный арендатор! Доходило до того, что когда помещение сдавали в аренду, в условиях аукционов значился пункт "кроме книжной торговли".
С 1 января такое условие действует только для предприятий государственной формы собственности, но их осталось очень мало. Даже "Белкнига" уже является ОАО и тоже платит аренду (правда, сейчас ведутся переговоры о пониженном коэффициенте для "Белкниги").
- Насколько реально сейчас открыть свой бизнес в книгоиздательской сфере?
- Очень сложно, рынок уже занят. В Беларуси за последние 10 лет не выросло ни одного книгоиздателя. Люди приходят и буквально на первой же книжке разоряются.
- Какие книги пользуются наибольшим спросом?
- Самый беспроигрышный вариант - детская классика. Родители покупают детям то же, что когда-то читали сами: Агнию Барто, Маршака, братьев Гримм:
На втором месте - учебная литература. Такие книги Интернетом не заменишь. На российских книжных ярмарках огромный спрос на книги по истории Беларуси, по истории национального костюма (даже на белорусском языке). А вот подростки абсолютно не хотят читать. У них же есть Интернет! В России по этому поводу даже принята национальная программа поддержки чтения.
Cправка "БР"
ПК ООО "Макбел" организовано 24 декабря 1991 года, занимается оптово-розничной книготорговлей и издательской деятельностью.
ПК ООО "Макбел" организовано 24 декабря 1991 года, занимается оптово-розничной книготорговлей и издательской деятельностью.