Действенная дружба
24.06.2010
—
Новости Общества
С каждым годом возрастает число коррупционных преступлений, выявленных в Беларуси. Прокуратура просит предпринимателей помочь бороться с ними.За 2009 год по завершенным коррупционным делам сумма ущерба составила 53 млрд. BYR. Однако это только установленная сумма, реальный ущерб на порядок выше.
В рамках мероприятий, приуроченных ко Дню возрождения предпринимательства в Беларуси, о тенденциях, которые наблюдаются в сфере борьбы с коррупцией, рассказал журналистам заместитель начальника отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью и расследованием дел о коррупции Управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Александр КОЗЛОВ:
- Генеральная прокуратура ведет активную борьбу с коррупционными проявлениями. Но большую роль в этом должны играть и бизнес-сообщества.
Хотелось бы еще раз напомнить представителям бизнеса, что коррупционные методы решения вопросов с чиновниками эффективны только в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной они негативно сказываются на развитии экономики. От уровня коррупции зависит оценка белорусской экономики международным бизнесом. Коррупционные и экономические риски взаимосвязаны и напрямую влияют на инвестиционную привлекательность нашей экономики.
- Какие методы прокуратура применяет в борьбе с коррупционерами?
- Одна из задач, которую ставит перед собой прокуратура, - это минимизация субъективного мнения чиновников при принятии управленческих решений. Для этого необходимо совершенствовать законодательные базы путем кодификации и установления четких норм, регулирующих разрешение конкретных вопросов.
Чем меньше у чиновника путей для использования своей субъективной власти, тем выше уровень принятых решений и тем меньше коррупционных рисков. Проводится соответствующая работа по проверке нормативных актов. Упрощение порядка исчисления налогов и сборов для субъектов хозяйствования является способом уменьшения коррупциогенных факторов.
Электронное декларирование - оптимальный способ уйти от непосредственного общения предпринимателя и чиновника. Это также станет одной из форм оптимизации количества служащих и расходов на содержание госаппарата.
Для того чтобы минимизировать выигрыш взяткодателя, нужно максимизировать риски, которые возможны в случае раскрытия факта коррупции. Образно говоря, если выигрыш за взятку составляет 1.000 USD, то возможные потери должны исчисляться десятками тысяч долларов.
- Как часто в белорусских реалиях принцип "не подмажешь - не поедешь" оказывал негативное влияние на открытие нового бизнеса?
- В производстве имеется несколько подобных уголовных дел. При таком роде взяток все затраты ложатся на плечи потребителей, которые окупают все взятки конкретным чиновникам. Указывать имена и организации нет необходимости, можно брать практически любую сферу деятельности - везде встретишь такие случаи.
Взятки для предпринимателя - это всего лишь статья расходов, которые он включает потом в конечную стоимость продукта или услуги. И в более выгодных условиях всегда оказывается крупный бизнес, который располагает деньгами для большой взятки. Таким образом, например, и появляется монополия. Все эти тенденции характерны не только для нашей страны, но и для Германии, и для США, и для других стран.
- Белорусские предприниматели сами обращаются в прокуратуру по вопросам коррупции?
- Представители бизнеса, как правило, обращаются в правоохранительные органы только в том случае, если не смогли договориться с чиновником. Такие случаи не носят массовый характер. Безусловно, это досадный фактор. При любом признаке вымогательства нужно сразу же обращаться в соответствующие инстанции. На сегодня есть возможность обеспечить защиту свидетеля. Благодаря некоторым таким обращениям были выявлены целые коррупционные каналы.
- Но многие люди просто боятся, что дело до суда не дойдет, а крайним окажется сам предприниматель...
- Если бизнес строился на долгосрочных перспективах и все изначально делалось правильно, то оснований бояться обращения в правоохранительные органы нет. А вот в ситуации, когда с самого начала все держалось на взятках - за регистрацию, за лицензию и т. д. - предприниматель чувствует за собой грехи. И при вымогательстве со стороны чиновника бизнесмен никуда не обращается: он боится, что "всплывут" другие дела.
- Подарок какой стоимости уже приравнивается к взятке?
- Если этот подарок не влечет никаких правовых последствий, он не будет расцениваться как взятка. Другими словами, искренний подарок - это одно, скрытая взятка - это другое. Но в то же время в законодательстве Беларуси не определен минимальный размер взятки.
Для определения "искренности" подарка проводится предварительное расследование и выясняются все обстоятельства дела. К тому же сейчас чиновники должны сдавать все подарки, которые получают на официальных мероприятиях, но конкретной статистики, кто и сколько сдал, привести не могу.
- Насколько адекватен уровень наказаний за ту или иную сумму взятки, часты ли случаи, когда за мизерную взятку к чиновникам принимались очень серьезные санкции?
- Мне неизвестны случаи, чтобы за 20 USD сажали на 6 лет. Возможно, эта сумма была только верхушкой айсберга, а при расследовании выявились сведения о куда более серьезных правонарушениях. Суд всегда исследует все детали процесса, изучает личность подозреваемого и только потом выносит наказание.
- Часты ли случаи провокаций со стороны ОБЭПа, милиции?
- Отрицать такие случаи, конечно же, я не могу. Но в то же время в Уголовном кодексе существует статья за провокацию к даче взятки. Форм провокации к взятке может быть множество.
Самый простой способ :представитель частной структуры приходит к чиновнику, с которым нельзя договориться. Для того чтобы сместить с должности этого служащего, предприниматели могут предложить ему деньги за решение конкретного вопроса и тут же все сфотографировать (заснять на видео, позвать милицию). Но если чиновник никаких требований не высказывал, против него не будут применяться санкции.
- Как вы относитесь к идее амнистии капитала?
- Лично я очень положительно это воспринимаю. Во-первых, это минимизирует уровень коррупции, потому что "серый" капитал будет легализован и сможет на законных основаниях быть инвестирован в развитие национальной экономики. Во-вторых, это позволит гражданам быть уверенными, что их деньги не конфискуют.
Из отрицательных моментов могу назвать только то, что, мол, человек заработал на оружии, наркотиках и вдруг стал официальным миллионером. Но ведь если этот человек не станет таковым, государству легче не будет. Проще дать возможность легализовать свои капиталы.
К тому же амнистия капитала сыграла бы положительную роль для инвестиционного имиджа Беларуси. Но для амнистии нужны соответствующие предпосылки, нужно доверие граждан действующей системе, чтобы не было такой ситуации: сегодня мы легализуемся, а завтра приходят правоохранительные органы и спрашивают: откуда такие деньги?
В рамках мероприятий, приуроченных ко Дню возрождения предпринимательства в Беларуси, о тенденциях, которые наблюдаются в сфере борьбы с коррупцией, рассказал журналистам заместитель начальника отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью и расследованием дел о коррупции Управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Александр КОЗЛОВ:
- Генеральная прокуратура ведет активную борьбу с коррупционными проявлениями. Но большую роль в этом должны играть и бизнес-сообщества.
Хотелось бы еще раз напомнить представителям бизнеса, что коррупционные методы решения вопросов с чиновниками эффективны только в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной они негативно сказываются на развитии экономики. От уровня коррупции зависит оценка белорусской экономики международным бизнесом. Коррупционные и экономические риски взаимосвязаны и напрямую влияют на инвестиционную привлекательность нашей экономики.
- Какие методы прокуратура применяет в борьбе с коррупционерами?
- Одна из задач, которую ставит перед собой прокуратура, - это минимизация субъективного мнения чиновников при принятии управленческих решений. Для этого необходимо совершенствовать законодательные базы путем кодификации и установления четких норм, регулирующих разрешение конкретных вопросов.
Чем меньше у чиновника путей для использования своей субъективной власти, тем выше уровень принятых решений и тем меньше коррупционных рисков. Проводится соответствующая работа по проверке нормативных актов. Упрощение порядка исчисления налогов и сборов для субъектов хозяйствования является способом уменьшения коррупциогенных факторов.
Электронное декларирование - оптимальный способ уйти от непосредственного общения предпринимателя и чиновника. Это также станет одной из форм оптимизации количества служащих и расходов на содержание госаппарата.
Для того чтобы минимизировать выигрыш взяткодателя, нужно максимизировать риски, которые возможны в случае раскрытия факта коррупции. Образно говоря, если выигрыш за взятку составляет 1.000 USD, то возможные потери должны исчисляться десятками тысяч долларов.
- Как часто в белорусских реалиях принцип "не подмажешь - не поедешь" оказывал негативное влияние на открытие нового бизнеса?
- В производстве имеется несколько подобных уголовных дел. При таком роде взяток все затраты ложатся на плечи потребителей, которые окупают все взятки конкретным чиновникам. Указывать имена и организации нет необходимости, можно брать практически любую сферу деятельности - везде встретишь такие случаи.
Взятки для предпринимателя - это всего лишь статья расходов, которые он включает потом в конечную стоимость продукта или услуги. И в более выгодных условиях всегда оказывается крупный бизнес, который располагает деньгами для большой взятки. Таким образом, например, и появляется монополия. Все эти тенденции характерны не только для нашей страны, но и для Германии, и для США, и для других стран.
- Белорусские предприниматели сами обращаются в прокуратуру по вопросам коррупции?
- Представители бизнеса, как правило, обращаются в правоохранительные органы только в том случае, если не смогли договориться с чиновником. Такие случаи не носят массовый характер. Безусловно, это досадный фактор. При любом признаке вымогательства нужно сразу же обращаться в соответствующие инстанции. На сегодня есть возможность обеспечить защиту свидетеля. Благодаря некоторым таким обращениям были выявлены целые коррупционные каналы.
- Но многие люди просто боятся, что дело до суда не дойдет, а крайним окажется сам предприниматель...
- Если бизнес строился на долгосрочных перспективах и все изначально делалось правильно, то оснований бояться обращения в правоохранительные органы нет. А вот в ситуации, когда с самого начала все держалось на взятках - за регистрацию, за лицензию и т. д. - предприниматель чувствует за собой грехи. И при вымогательстве со стороны чиновника бизнесмен никуда не обращается: он боится, что "всплывут" другие дела.
- Подарок какой стоимости уже приравнивается к взятке?
- Если этот подарок не влечет никаких правовых последствий, он не будет расцениваться как взятка. Другими словами, искренний подарок - это одно, скрытая взятка - это другое. Но в то же время в законодательстве Беларуси не определен минимальный размер взятки.
Для определения "искренности" подарка проводится предварительное расследование и выясняются все обстоятельства дела. К тому же сейчас чиновники должны сдавать все подарки, которые получают на официальных мероприятиях, но конкретной статистики, кто и сколько сдал, привести не могу.
- Насколько адекватен уровень наказаний за ту или иную сумму взятки, часты ли случаи, когда за мизерную взятку к чиновникам принимались очень серьезные санкции?
- Мне неизвестны случаи, чтобы за 20 USD сажали на 6 лет. Возможно, эта сумма была только верхушкой айсберга, а при расследовании выявились сведения о куда более серьезных правонарушениях. Суд всегда исследует все детали процесса, изучает личность подозреваемого и только потом выносит наказание.
- Часты ли случаи провокаций со стороны ОБЭПа, милиции?
- Отрицать такие случаи, конечно же, я не могу. Но в то же время в Уголовном кодексе существует статья за провокацию к даче взятки. Форм провокации к взятке может быть множество.
Самый простой способ :представитель частной структуры приходит к чиновнику, с которым нельзя договориться. Для того чтобы сместить с должности этого служащего, предприниматели могут предложить ему деньги за решение конкретного вопроса и тут же все сфотографировать (заснять на видео, позвать милицию). Но если чиновник никаких требований не высказывал, против него не будут применяться санкции.
- Как вы относитесь к идее амнистии капитала?
- Лично я очень положительно это воспринимаю. Во-первых, это минимизирует уровень коррупции, потому что "серый" капитал будет легализован и сможет на законных основаниях быть инвестирован в развитие национальной экономики. Во-вторых, это позволит гражданам быть уверенными, что их деньги не конфискуют.
Из отрицательных моментов могу назвать только то, что, мол, человек заработал на оружии, наркотиках и вдруг стал официальным миллионером. Но ведь если этот человек не станет таковым, государству легче не будет. Проще дать возможность легализовать свои капиталы.
К тому же амнистия капитала сыграла бы положительную роль для инвестиционного имиджа Беларуси. Но для амнистии нужны соответствующие предпосылки, нужно доверие граждан действующей системе, чтобы не было такой ситуации: сегодня мы легализуемся, а завтра приходят правоохранительные органы и спрашивают: откуда такие деньги?
Справка "БР"
В 2008 году выявлено 2.735 коррупционных преступлений (к уголовной ответственности привлечено 1.542 человека), в 2009-м - 3.366 случаев (1.744 человека привлечено к уголовной ответственности). За четыре месяца 2010 года зарегистрировано уже 1.511 коррупционных преступлений, что на 280 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось число взяток в торговле, строительстве, промышленности, сельском хозяйстве. Значительное число взяток регистрируется в последние годы в промышленности, образовании, здравоохранении.
В 2008 году выявлено 2.735 коррупционных преступлений (к уголовной ответственности привлечено 1.542 человека), в 2009-м - 3.366 случаев (1.744 человека привлечено к уголовной ответственности). За четыре месяца 2010 года зарегистрировано уже 1.511 коррупционных преступлений, что на 280 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось число взяток в торговле, строительстве, промышленности, сельском хозяйстве. Значительное число взяток регистрируется в последние годы в промышленности, образовании, здравоохранении.