Сделал ребенка и бросил? Плати в казну…
Генеральная прокуратура изучает инициативу прокуратуры Петриковского района о поиске биологических отцов детей на предмет ее полезности для государства.
Генеральный прокурор Григорий Василевич назвал эту инициативу «интересной».
«Я не отмежевываюсь от этой инициативы, — цитирует слова генпрокурора БелаПАН. — Мы сейчас изучаем, насколько она является полезной для государства и, прежде всего, для детей. Пытаемся определиться, когда установление отцовства в интересах детей: когда мать лишена родительских прав либо когда мать все-таки занимается воспитанием детей и не лишена родительских прав».
В Петриковском районе возмещение расходов на содержание детей в интернатах и приютах за первый квартал 2010 года составило 31,8% при среднеобластном — 44,9%. Этот показатель — один из самых низких в области. Из 75 обязанных лиц возмещают расходы в солидарном порядке лишь 16, а в остальных случаях обязанность возмещать расходы возложена на одиноких матерей, заработная плата которых не позволяет сделать это в полном объеме.
Из-за этого прокуратура Петриковского района инициировала поиск биологических отцов детей с помощью милиции и отделов образования. Первоначально опрашивают матерей-одиночек, они говорят, кто отцы их детей, затем уполномоченные органы готовят документы в суд о признании отцовства. После этого папы могут забрать своих детей на воспитание, в противном случае они будут лишены родительских прав, станут обязанными лицами и будут также возмещать расходы на содержание детей.
«Отцовство признается либо в добровольном порядке — когда мужчина соглашается, что это его ребенок, либо через суд — в том случае, если мужчина не признает себя отцом», — рассказал «Белорусским новостям» прокурор Петриковского района Владимир Бобель.
Уже есть и первые результаты.
По итогам проведенных проверок отделом образования Петриковского райисполкома были предъявлены в суд 4 иска об установлении отцовства в отношении 8 детей, находящихся на государственном обеспечении. Судом Петриковского района 3 исковых заявления были удовлетворены. После вступления решений суда в законную силу и отказов отцов забрать детей на воспитание решением районного суда они были лишены родительских прав и с них взысканы расходы на содержание детей.
При рассмотрении в суде четвертого иска к жителю Петриковского района об установлении отцовства в отношении двоих детей, мать которых лишена родительских прав, ответчик в добровольном порядке признал отцовство, и дети были переданы ему на воспитание.
В ходе проводимой проверки отделом образования райисполкома еще один житель района добровольно установил отцовство в отношении двоих несовершеннолетних детей и забрал их на воспитание, сообщает сайт Генпрокуратуры.
«Да, пока мы четвертые снизу по возмещению родителями расходов на содержание детей в интернатах и приютах. Но, на мой взгляд, недавно введенные меры довольно эффективны», — подчеркнул Владимир Бобель. На вопрос о том, будет ли схема поиска биологических отцов подвергаться корректировки или же в районе будут введены дополнительные меры, прокурор ответил, что «если придумаем что-нибудь еще, то реализуем».
Однако не все согласны, что такие меры имеют смысл.
«Я бы сказала, что, несмотря на важность и, возможно, судьбоносность для некоторых детей поиска их биологических родителей и, в частности, отцов, не думаю, что это то, на что прокуратура и органы образования должны расходовать свои силы и время, — высказала свое мнение «Белорусским новостям» координатор программ Фонда ООН в области народонаселения Татьяна Гапличник. — Ни с точки зрения вклада этой работы в улучшение качества жизни детей, ни с точки зрения пополнения казны для увеличения расходов на содержание детей, лишенных родительского попечительства.
В то время как такого рода работа, наверное, может поддерживаться некими общественными организациями или инициативами, гораздо более важной в настоящее время является работа по пропагандированию и созданию условий для ответственного родительства в целом и отцовства, повышения роли мужчины и отца в семье в особенности».
Остается открытым вопрос о том, стоит ли сделать в данной инициативе по поиску биологических отцов акцент не на возмещение бюджетных средств, а на убеждение отцов забрать своих детей на воспитание. Если занимающимся проблемами семьи госучреждениям не удается отстоять семенные ценности, может прокуратуре взяться и за это?
Ведь, как заметил куратор проекта «Папа-школа» в Беларуси, директор Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Андрей Туровец, отец может и должен общаться с ребенком с первых дней появления малыша на свет.
«Естественно, мама кормит ребенка грудью, дает ему важную женскую энергию, любовь. Но не надо говорить об отце как о придатке к матери — необходимо признавать равноправие родителей, — рассказал в вестнике ЮНФПА А.Туровец. — Папа не может кормить грудью, но зато он может подносить ребенка матери, поглаживать его во время кормления — масса вариантов! Другой вопрос, что не все отцы готовы к этому.
Показательная тенденция, которая говорит о незрелости наших отцов — в «Папа-школы» обращаются в основном женщины. Почему? Да потому что муж согласен идти на занятия только после того, как жена все ему найдет и запишет.
Такой подход зачастую объясняется на основе биологических программ отцовства — как правило, доминирующий самец не интересуется потомством. Типовые мачо, эдакие поручики ржевские ухлестывают за женщинами, оставляют большое потомство, но не принимают активного участия в воспитании детей. Но человек все-таки существо психосоциальное, поэтому со временем у мужчин отцовский инстинкт усиливается. Некоторые мужчины легко берут на себя роль домохозяек, могут готовить еду, смотреть за детьми. На Западе, кстати, такое явление — вполне распространено, а у нас пока нет — другая традиция…»
Ольга ПРУДНИКОВА