Атмосфера в магазине
Из всех видов многоотраслевой деятельности потребительской кооперации основной отраслью является торговля. В настоящее время ее розничная торговая сеть насчитывает 10 834 магазина, в т.ч. 3515 — по торговле продовольственными, 1418 — по торговле непродовольственными товарами, 5901 — по торговле товарами смешанного ассортимента. Из общего количества магазинов 8131 (75 %) расположен в сельской местности. Удельный вес магазинов, работающих по методу самообслуживания, составляет 60 %. Для организации торгового обслуживания жителей малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, используется 475 автомагазинов.
Сегодня, как никогда раньше, актуальной становится борьба за рынок сбыта.
Как показывает практика работы торговли за рубежом, в целях стимулирования продаж, обеспечения высокого качества и культуры торгового обслуживания населения важную роль в торговых залах магазинов потребительской кооперации республики сыграла бы необходимая атмосфера и система информации.
Для работников торговой отрасли потребительской кооперации республики будет интересно знать, так какой же должна быть в настоящее время атмосфера торгового объекта, расположенного в сельской местности?
1. Атмосфера магазина и ее элементы. Атмосфера магазина (торгового объекта) — это совокупность внешних факторов (элементов) торгового объекта или физических характеристик, стимулирующих эмоциональное состояние и восприятие товаров в местах продажи.
Благоприятная атмосфера магазина:
— свидетельствует об уровне (классе) магазина (супермаркет, магазин-склад, дискаунт);
— помогает сформировать ход мыслей потенциальных покупателей и направить их в нужном направлении;
— способна вызвать у покупателя определенные эмоции (радость, подъем чувств), что влияет на время нахождения в магазине и возможности осуществления покупки.
Основная цель или задача атмосферы заключается в том, чтобы она соответствовала целям мерчандайзинга и способствовала увеличению продажи товаров.
Атмосфера магазина (торгового объекта) включает ряд элементов, которые подразделяются на психологические, организационные, технические, органолептические.
Психологические элементы (факторы) определяются уровнем сервиса в магазине, культурой персонала, наличием или отсутствием покупателей (очередей) и т. п.
Приветливость, квалифицированная консультация персонала, даже внешний вид сотрудников могут оказать существенное влияние на выбор данного магазина и выбор покупки.
Наличие огромного количества покупателей (очередей) или их отсутствие также может привести к отказу от выбора магазина или товара.
Организационные элементы (факторы) — это размеры и планировка торгового зала, размещение и выкладка товаров, направления покупательских потоков и т. п.
Организационные факторы должны быть направлены на обеспечение комфорта для покупателей с целью принятия решения о покупке.
Технические элементы (факторы) определяют выбор и использование наиболее эффективных видов и типов торгового оборудования, мебели, инвентаря и других технических средств (видеонаблюдение, предупреждение краж и т. п.).
Органолептические факторы, или чувственные, — это визуальные компоненты, обращенные к чувствам покупателей (дизайн, цвет, музыка, запахи, температура и др.).
2. Органолептические (чувственные) составляющие атмосферы торгового объекта
При формировании атмосферы магазина наибольшее значение придается чувственным составляющим, использование которых оказывает существенное влияние на принятие решения о покупке товара непосредственно в магазине (до 60 % решений).
К ним относятся: освещение; использование цветов и их сочетаний; композиции — сочетание форм и объемов; звуки и музыка; запахи; информационные знаки.
Освещение (свет) играет важную роль в создании благоприятной атмосферы магазина и выполняет ряд функций в торговом процессе:
— привлечение внимания (магазин и его витрины должны выделить его среди других зданий);
— пробуждение интереса к магазину и его ассортименту (освещение товара в витрине магазина должно вызвать интерес у покупателя и желание ознакомиться с реальным товаром);
— создание особой атмосферы в торговом зале и представление товаров (при плохом освещении качество товара и его внешний вид проигрывает в мнении покупателя);
— помощь в ориентации покупателя в магазине;
— интеграция в общий имидж магазина.
Различают две составляющие в освещении магазина:
— освещение торгового зала ровным светом (общее освещение);
— акцентирующее освещение отдельных товаров или информационных знаков.
Общее освещение улучшает внешний вид магазина, способствует сохранению здоровья покупателей и продавцов, экономит энергетические и денежные ресурсы.
Общее освещение представляет собой ряд светильников, смонтированных стационарно на потолке, на определенном уровне. Такое освещение обеспечивают, как правило, люминесцентные лампы с мягким неярким освещением.
Качество освещения торгового зала оценивается с помощью таких характеристик, как освещенность, цветопередача, оттенок освещения, равномерность освещения, ограничение слепимости, избежание порчи или повреждения товара.
Освещенность включает действие прямых и отраженных световых потоков (от потолка, стен, пола).
Освещенность в торговом зале магазина должна составлять:
— в проходах между линиями торгового оборудования — до 200 люкс;
— в кассовой зоне — до 500 люкс;
— в небольших торговых залах общее освещение — до 300 люкс.
Цветопередача является важным элементом качества освещения, т. е. реальной передачи цвета товара при обычном дневном свете.
Хорошо передают реальный цвет товара белые люминесцентные лампы, галогенные лампы, лампы накаливания и обычный дневной свет.
Василий Холоповский, начальник отдела образования и науки Белкоопсоюза в 2006—2007 гг., кандидат экономических наук
(Окончание в следующем номере)