Кто первый, тот успел

Источник материала:  

Кто первый, тот успел

Кто первый, тот успелВ идеале на каждый государственный стимул бизнес должен откликаться экономической отдачей. Одни инструменты срабатывают сразу, другие, случается, становятся лишь прообразом действенного проекта. Главное здесь правильно оценить недочеты. В том числе и об этом шла речь на днях во время "круглого стола", за которым собрались представители госструктур и предпринимательства.


Говорили об идее открыть деловой торговый центр почти в самом центре Минска. По сути, предпринимается вторая попытка создать площадку для рабочих контактов производственных предприятий и торгового бизнеса. Первый опыт оставил ряд вопросов. Немало надежд было связано с Минским оптовым рынком. Предполагалось, что предприниматели будут приезжать сюда за белорусскими товарами и развозить его по всем регионам страны и за ее пределы. Однако не заладилось. Минусов обнаружилось несколько. Первое - склад расположен на выселках. Второе - парадокс. Предприятиям, представляющим свою продукцию, дали льготу. Символическую арендную плату - 1 евро. Но минимальные издержки расслабили. На рынок начали свозить неликвид, не нужный ни предприятию, ни бизнесу. Ну и третье - сама организация работы. Вид помещений отнюдь не привлекал клиентов.


Это учли. Теперь обещают сделать иначе. Деловой торговый центр разместится на площадях ГО "Белресурсы". Территория - более трех гектаров в районе аэропорта "Минск-1". Почти центр. А с учетом строительства "Минск-Сити" - самый центр. Презентуя проект, заместитель генерального директора объединения Юрий Смородский особо отметил наличие железнодорожных путей, большую площадку для фур, создание на месте в ближайшем будущем пункта таможенного оформления, строительство современных складов под любые товары. Работает и электронная площадка Белорусской товарно-сырьевой биржи. "Свое желание участвовать в проекте уже высказали "Белшина", "Лакокраска", полоцкое "Стекловолокно", "Купалiнка", ряд других предприятий, - перечислил заместитель генерального директора "Белресурсов". - Мы будем отдавать предпочтение тем, кто не имеет своих товаропроводящих сетей в Минске. Но, учитывая, что деловой торговый дом не безразмерный, принцип такой - кто первый, тот успел".


Предпринимателям идея нравится. Особенно тем, кто смог наладить бизнес, откликнувшись на призыв подключиться к разгрузке складов. Предполагается, что на новой площадке можно будет не только посмотреть, заказать, купить товар, но и сразу отправить ближе к границе на любой из региональных складов "Белресурсов". Например, в Орше, Витебске или Могилеве.


Что ж, пока задумка выглядит весьма заманчиво. Говорили за "круглым столом" и о том, куда везти товар. Не раз звучала мысль, что сельская местность - "непаханое поле". 13 тысяч населенных пунктов по всей стране в лучшем случае имеют сельмаг с крупами и макаронами. В худшем - автолавку два раза в неделю с тем же набором. За непродовольственными товарами ездят, как правило, в райцентр. Бизнес как будто готов доставить в деревни модную недорогую одежду, косметику и парфюмерию, хозинвентарь, бытовую технику... Словом, все, что будет пользоваться спросом. Но есть вопросы. "Это классифицируется как развозная торговля, - обратила внимание директор частного предприятия из Молодечно Татьяна Гордиеня. - А этот вид деятельности лицензируется". На замечание сразу отреагировал директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский: "Мы этот узел развяжем. Проект нового документа о лицензировании уже прошел согласование. Будут хорошие новости".


Однако наиболее крепкий узел - это местное чиновничество. "В некоторых районах проблем нет, - рассуждает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. - В других - стена непонимания и нежелания. Дают "бегунок" - и вперед по кабинетам по списку. Во всех регионах разные правила. В Минской области уже даже бочку с квасом без согласования с ГАИ нельзя поставить". Вывод - нужны единые для всей страны правила.


Достаточно гостеприимно встречают наших "ипэшников" в России. Белорусский товар здешний потребитель ценит. Но ехать с баулами за плечами - это уже прошлый век. А выездные ярмарки Торгово-промышленной палаты с потоком желающих  принять в них участие БелТПП уже не справляется. И это при двух-трех мероприятиях в месяц. "Необходимо развивать это направление, - убежден председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. - Это самый лучший способ вхождения предпринимателя в экспортные потоки. Ярмарки - это прямой путь к поиску партнеров".


Скажу откровенно. Не все, кто хотел поучаствовать в экспорте белорусских товаров, нашли свою "золотую жилу". Из 200 тысяч индивидуальных предпринимателей этим делом занялось всего около 300 человек. О том, что сдерживает, говорилось уже не раз. Нужна возможность брать наемных работников в соседних странах. Ведь родню не повезешь туда стоять на рынке или в торговом павильоне. Не очень внятны взаимоотношения между производителем и коммерсантом. А еще предприниматели обращают внимание на краткосрочность преференций для их деятельности. Они заканчиваются 1 июля. Деловые люди надеются на продление. Эта тема тоже обсуждается. И в последнее время видно все больше примеров, когда на государственном уровне принимаются решения по предложениям бизнеса. Не исключено, что будет подготовлено и еще одно из них.

Автор публикации: Ирина ЮЗВАК

Фото: БЕЛТА

←За антисанитарию на стройплощадках могут лишить лицензий 19 минских застройщиков

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика